Персидские игроки в шахматы

Не позже начала 6 века на северо-западе Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам - чатуранга. Она имела уже вполне узнаваемый «шахматный» вид (квадратная игровая доска 8×8 клеток, 16 фигур и 16 пешек, похожие фигуры), но принципиально отличалась от современных шахмат двумя особенностями: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница (ладья), конь, слон, король) и по четыре пешки. Конь и король ходили так же, как в шахматах, колесница - в пределах двух полей по вертикали и горизонтали, слон - сначала на одно поле вперёд или по диагонали, позже он стал «прыгать» через одно поле по диагонали, причём, подобно коню, при ходе мог перешагивать через свои и неприятельские фигуры. Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

 

Арабские преобразования

В том же 6 или, возможно, в 7 веке чатуранга была заимствована арабами. На Арабском Востоке чатуранга была преобразована: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём (ходил на одно поле по диагонали). От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться не по уничтожению всех фигур противника, а по постановке мата либо пата, а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля (последние два варианта были вынужденными, так как поставить мат со слабыми фигурами, унаследованными от чатуранги, удавалось далеко не всегда). Получившаяся игра называлась у арабов и персов «шатрандж». Бурят-монгольская версия называлась «» или «хиашатар». Позднее, попав к таджикам, шатрандж получил на таджикском название «шахмат» (в переводе - «властитель повержен»). Первое упоминание о шатрандже датируется приблизительно 550 годом. 600 год - первое упоминание шатранджа в художественной литературе - персидской рукописи «Карнамук». В 819 году при дворе халифа Аль-Мамуна в Хорасане прошёл турнир трёх сильнейших игроков того времени: Джабира Аль-Куфи, Абылджафара Ансари и Зайраба Катая. В 847 году вышла первая шахматная книга, которую написал Аль-Адли.

Благодаря абстрактным фигурам игра постепенно перестала восприниматься в народе как символ военного сражения и все более ассоциировалась с житейскими перипетиями, что нашло свое отражение в эпосе и трактатах, посвященных шахматной игре (Омар Хайям, Саади, Низами).

 

Шахматы в Юго-Восточной Азии

Одновременно с продвижением шахматной игры на запад, она распространялась и на восток. Судя по всему, в страны Юго-Восточной Азии попал или вариант чатуранги для двух игроков, либо какой-то из ранних вариантов шатранджа, поскольку в шахматных играх этого региона сохранились их особенности - ходы многих фигур делаются на короткие расстояния, нет характерных для европейских шахмат рокировки и взятия на проходе. Под влиянием культурных особенностей региона и имевших хождение там настольных игр игра заметно изменилась внешне и приобрела новые черты, став основой для китайской игры сянци. От неё, в свою очередь, произошла корейская игра чанги. Обе игры оригинальны по внешнему виду и механизму. Прежде всего, это проявляется в изменении размера доски и в том, что фигуры ставятся не на поля доски, а на пересечения линий. В этих играх имеются фигуры ограниченной области действия, которые могут ходить только в пределах части доски, кроме того, традиционные «прыгающие» фигуры стали линейными (ни конь, ни слон не могут прыгать через поля, занятые другими фигурами), зато новая фигура «пушка» - может бить фигуры противника, только перепрыгивая при ударе через другую фигуру.

Появившийся позже японский вариант - сёги, - считается потомком сянци, но имеет свои особенности. Доска для сёги проще и больше похожа на европейскую: фигуры ставятся на поля, а не на пересечения, размер доски 9x9 клеток. В сёги изменились правила ходов и появилось превращение фигур, которого в сянци не было. Механизм превращения оригинален - фигура (плоская фишка с нанесённым изображением), достигнув одной из трёх последних горизонталей, просто переворачивается на другую сторону, где изображён знак превращённой фигуры. И наиболее интересная особенность сёги - взятые игроком фигуры соперника могут быть вместо очередного хода выставлены им в любое место доски (с некоторыми ограничениями) как свои. Из-за этого в комплекте сёги все фигуры имеют один цвет, а принадлежность их определяется постановкой - игрок ставит фигуру на доску остриём к противнику.

Классические европейские шахматы в этом регионе не особенно распространены, сянци и сёги по сей день гораздо более популярны.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: