НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Рассмотрено на заседании Ученого совета факультета искусств Протокол № 6 от 24.02.2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ________________ Розова Т.А. «___»________________2012 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ ЗВУКОЗАПИСИ
Направление подготовки - 070702.65 Музыкальная звукорежиссура
Квалификация выпускника -специалист
Форма обучения – очная, заочная
Курс 2-5
Количество зачетных единиц - 15
Количество часов – 540
Санкт-Петербург
2012
1. Цели и задачи освоения дисциплины:
Целями освоения дисциплины «Слуховой анализ звукозаписи» являются:
— формирование практических навыков слухового анализа различных звукозаписей;
— формирование практических навыков критического слушания звукозаписей и определения причин тех или иных недостатков.
Задачи освоения дисциплины «Слуховой анализ звукозаписи»
|
|
— ознакомление с основными параметрами художественной, художественно-технической и технической оценок качества звукозаписи;
— развитие восприимчивости к передаваемым музыкой чувствам и к их эстетической организованности.
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Слуховой анализ звукозаписи» входит в базовую часть профессионального цикла подготовки музыкальных звукорежиссёров и непосредственно связана с предметами «Звукорежиссура», «Звукозапись в студии», «Техническая тренировка слуха». При её изучении также активно задействуются знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения таких курсов и дисциплин, как «История звукозаписи», «Музыкальная акустика», «Акустические основы звукорежиссуры», «Электронная музыка и электромузыкальные инструменты», «Музыкальное и звукотембральное программирование», «История музыки», «Инструментоведение», «Инструментовка» и др.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
ПК-5 – способность и готовностью записывать музыку различных стилей и эпох;
ПК-6 – способность и готовность производить записи с учетом особенностей звучания музыкальных инструментов (оркестровых струнных, духовых и ударных инструментов, фортепиано, органа, клавесина, арфы), различных их составов (ансамблей, оркестров), речи, хорового пения (хоровых жанров), музыкально-театральных постановок;
ПК-12 – способность и готовность давать профессиональную оценку качества фонограмм;
ПК-17 – способность и готовность использовать в творческом процессе знания в области зарубежной и отечественной истории музыкального искусства;
|
|
ПК-27 – способность и готовность осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую, экспертную и реставрационную деятельность в соответствии с квалификацией;
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представления о:
- методах субъективной экспертизы звукозаписей.
знать:
- параметры субъективной оценки качества звукозаписи: художественные (эстетические), художественно-технические, технические.
уметь:
- оценивать качество музыкальных записей и других видов звуковых программ по художественным, художественно-техническим и техническим критериям.
владеть:
- профессиональной оценкой качества звукозаписи на основе слухового контроля.
Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
№п/п | Наименование тем | курс | Трудоемкость (часов) | Формируемые компетенции | Формы текущего контроля | |||||
всего | аудиторные | СРС | ||||||||
всего | лекц. | практ. | КСР | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля | 2 | 72 |
| 34 | 4 |
|
| ПК-12, ПК-27 | Контрольный опрос |
2 | Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи | 2 | - | 36 | 4 | ПК-12, ПК-27 | Контрольный опрос | |||
3 | Слуховое восприятие искажений и помех | 3 | 65 | 36 | 8 | ПК-12, ПК-27 | Экзамен | |||
4 | Субъективная оценка качества натуралистической звукозаписи акустической музыки по художественно-техническим параметрам | 3 | 70 | 34 | 8 | ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-17, ПК-27 | Экзамен | |||
5 | Эстетическая оценка музыкального материала и исполнения | 4 | 104 | 36 | 8 | ПК-5, ПК-6, ПК-17 | Зачёт | |||
6 | Художественно-эстетическая оценка качества фонографии с элементами активного звукорежиссёрского воздействия на звуковой образ | 5 | 135 | 32 | 8 | ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-17, ПК-27 | Экзамен | |||
Итоговая аттестация | 54 | Формы итоговой аттестации: Зачет, Экзамен | ||||||||
Итого | 540 | 252 | 208 | 44 | 24 | 210 | Всего зачетных единиц: 15 |
Заочная форма обучения
№п/п | Наименование тем | курс | Трудоемкость (часов) | Формируемые компетенции | Формы текущего контроля | |||||
всего | аудиторные | СРС | ||||||||
всего | лекц. | практ. | КСР | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля | 2 | 72 | 6 | 2 | 1 | 2 | 66 | ПК-12, ПК-27 | Контрольный опрос |
2 | Анализ факторов, влияющих на субъективную оценку качества звукозаписи | 2 | - | - | 4 | 1 | - | 68 | ПК-12, ПК-27 | Контрольный опрос |
3 | Слуховое восприятие искажений и помех | 3 | 65 | 4 | 4 | 1 | - | 61 | ПК-12, ПК-27 | Экзамен |
4 | Субъективная оценка качества натуралистической звукозаписи акустической музыки по художественно-техническим параметрам | 3 | 70 | 8 | 4 | 1 | 2 | 62 | ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-17, ПК-27 | Экзамен |
5 | Эстетическая оценка музыкального материала и исполнения | 4 | 104 | 14 | 8 | 2 | 4 | 90 | ПК-5, ПК-6, ПК-17 | Зачёт |
6 | Художественно-эстетическая оценка качества фонографии с элементами активного звукорежиссёрского воздействия на звуковой образ | 5 | 135 | 16 | 10 | 2 | 4 | 119 | ПК-5, ПК-6, ПК-12, ПК-17, ПК-27 | Экзамен |
Итоговая аттестация | Формы итоговой аттестации: Зачет, Экзамен | |||||||||
Итого | 540 | 52 | 32 | 8 | 12 | 466 | Всего зачетных единиц: 15 |
Тематическое содержание дисциплины
Тема 1. Профессиональная оценка качества звукозаписи на основе слухового контроля
Вопрос о правомерности универсальной стандартизации критериев качества звукозаписи для всех типов фонограмм. Необходимость применения различных подходов при профессиональной оценке качества классической звукозаписи акустической музыки и звукозаписи с элементами активного звукорежиссёрского воздействия на фонографическую композицию(записи электронной музыки, музыки сферы третьего пласта, аудиоспектаклей и др.)
|
|
Отечественные и международные документы по оценке качества звука в радиовещании, кино, на телевидении. Художественные, художественно-технические и технические показатели качества монофонической и стереофонической записей.
Проблемы передачи во вторичном (новом) звуковом поле ощущений естественного слушания: пространственного впечатления, прозрачности и раздельности звучания, естественности тембров музыкальных инструментов, голосов и шумовых фактур, музыкального равновесия (баланса громкости) отдельных элементов сложного звукового образа, необходимой динамики звучания, окружающей акустической обстановки. Преимущества стереофонической и многоканальных систем звукопередачи (Dolby Stereo, Dolby ProLogic, Dolby Digital 5.1).