Художественно-технические параметры оценки качества звучания натуралистической звукозаписи акустической музыки

1. Пространственное впечатление

2. Прозрачность

3. Музыкальный баланс

4. Тембр

5. Стереофонический эффект (стереовпечатление)

6. Художественное качество (исполнение)

7. Звукорежиссёрская техника (техника приёма звука)

8. Динамический диапазон.*

9. Инструментовка (аранжировка).*

10. Помехи.

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Этот параметр оценивается по впечатлению студента (эксперта) от переданной в записи акустической обстановки в студии (зале), соответствия размеров студии количеству исполнителей и характеру музыкального произведения, от времени и характера реверберации, а также от акустического баланса, т.е. соотношения прямых и отражённых звуков. Важным достоинством музыкальных записей, при оценке пространственного впечатления, является ощущение звуковой перспективы в глубину и ширину панорамы, т.е. иллюзия различных расстояний от слушателя до тех или иных групп исполнителей, ощущение многоплановости звуковой картины, воссоздающей объёмность звучания которая, теряется, особенно заметно, в монофонических записях.

Недостатком в пространственном впечатлении является подмена многоплановости - многопространственностью. Под этим следует понимать такое ощущение звучания различных инструментов, как если бы они были расположены в разных помещениях, отличающихся акустическими свойствами. Многопространственность, если она не предусмотрена специально режиссёрскими планами для создания необходимых мизансцен, воспринимается как существенное нарушение естественности звукопередачи. Причиной этого недостатка может быть неудачное применение искусственной реверберации и расположения микрофонов в студии, а так же ошибки в микшировании при создании музыкального и акустического баланса.

Звуковой материал: «Мазурка» А.Хачатурян, «Зачарованное царство» Н.Черепнин, марш «Рокоссовский» С.Чернецкий, старинный марш «Триумф победителей»,фокстрот «Рио-Рита», «Жар-птица» И.Стравинский.

ПРОЗРАЧНОСТЬ

Это хорошая различимость звучания отдельных источников звука (голосов, инструментов), ясность музыкальной фактуры, разборчивость текста. Прозрачность находится в прямой зависимости от акустической атмосферы, музыкального, акустического балансов и в значительной мере от инструментовки. При монофонической звукозаписи, в результате большего эффекта взаимной маскировки сигналов, добиться прозрачности значительно труднее, чем при стереофонической.

Звуковой материал: «Галоп» Д. Кабалевский, «Концертный вальс № 1» А.Глазунов, «Фантастическая симфония» Г.Берлиоз, Пьеса для кларнета с оркестром.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ БАЛАНС

Это смысловая уравновешенность громкости звучания отдельных групп инструментов, солистов, действующих лиц в спектаклях, в общей прослушиваемой звуковой картине.

Звуковой материал: ч.1 симфонии № 5 П.Чайковского (дир.В.Федотов), ч.1 симфонии № 5 П.Чайковского (дир. Е.Мравинский), «Фарандола» Ж. Бизе (дир.А.Шольц), «Фарандола» Ж.Бизе (дир.С.Горковенко), «Концертный вальс № 2» А.Глазунов, «Лезгинка» А.Хачатурян.

ТЕМБР

Это ощущение характерности звучания отдельных источников звука или их групп. Качество передачи тембра зависит от расположения исполнителей и микрофонов в студии, характера студийной акустики, от частотной характеристики тракта звукопередачи и звукозаписи, характера естественной реверберации, в случае её применения.

Тембр существенно искажается при повышенных нелинейных искажениях в тракте, от нестационарных процессов, возникающих в аппаратуре и искажающих звуковые атаки (фронты нарастания музыкальных импульсных сигналов) специфические для определённых инструментов.

Звуковой материал: Ария Любаши из оперы «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова. Пьесы для флюгельгорна с оркестром и для альтромбона с оркестром. Фантазия на тему «Рябина» (балалайка соло) М.Носырев. «Кирие» для альта и скрипки. Ш.Каллош.

СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ (СТЕРЕОВПЕЧАТЛЕНИЕ)

Это ощущение пространственного распределения и разрешающей способности звучания. Ширина базы, объёмность звучания, естественность акустической перспективы оценивается с помощью следующих показателей:

а) угол слышимости, под которым воспринимается звуковое изображение.

б) стереофоническая разрешающая способность, т.е. определяемая субъективно локализация отдельных элементов звукового изображения в определённых точках пространства в пределах угла слышимости.

в) акустическая атмосфера и эффект возникновения у слушателя ощущения присутствия в том помещении, где происходит передаваемое звуковое событие.

г) совместимость, наличие/отсутствие фазовых искажений при воспроизведении в моноварианте.

Звуковой материал: «Павильон Армиды» Н.Черепнин. «Баба-Яга» М.Мусоргский. «Жар-птица» И.Стравинский.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО (ИСПОЛНЕНИЕ)

Это суммарная оценка художественного качества исполнения. Оценке подлежат: художественная форма, стиль, особенности жанра, трактовка, исполнительская техника, интонация, артикуляция и т.д.

Звуковой материал: ч.2 симфонии № 5 П.Чайковского(дир.В.Федотов), ч.2 симфонии № 5 П.Чайковского(дир.Е.Мравинский). Ария Памины из оперы «Волшебная флейта» В.Моцарта (два варианта исполнения).

ЗВУКОРЕЖИССЁРСКАЯ ТЕХНИКА (ТЕХНИКА ПРИЁМА ЗВУКА)

Этот параметр оценивает правильность выбора и расстановки микрофонов, целесообразность использования спецэффектов, качество микширования и весь комплекс приёмов в работе звукорежиссёра над созданием звукового образа.

Звуковой материал: «Болеро», М.Равель.(два фрагмента). «Вестсайдская история» Л.Бернстайн.

ИНСТРУМЕНТОВКА (АРАНЖИРОВКА)

Излишне насыщенная инструментовка может сделать произведение неудобным для звукозаписи, которая может быть получена только в многоканальном варианте, либо с применением тщательного акустического разделения исполнителей с использованием акустических щитов, изменением расположения исполнителей и микрофонов исходя из специфических особенностей акустики помещения.

ПОМЕХИ

Этим параметром оценивается запись с точки зрения прослушиваемых при воспроизведении различных помех, мешающих восприятию музыки:

а) шумы акустические в студии и вне её.

б) электрические наводки, фон, шумы усилителей и т.п..

в) импульсные помехи: электрич. трески, цифровые выпадения и т.д..

г) сильные нелинейные искажения, заметная на слух детонация, склейки и т.п..


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: