Смертная казнь в западноевропейских странах (средние века). Охота на ведьм

 

Охота на ведьм является одной из самых ярких характеристик средневековья. Мнения ученых в этой области различны – одни считают, что охота на ведьм выступила в роли продолжения конфликтов инквизиции с еретиками, другие – что это самостоятельное явление, без которого невозможны были общественные перемены того времени. Как бы то ни было, «ведовство» продолжало существовать как в средние века, так и в новое время.

Табу на поклонение демонам появилось в христианских законах уже в в IV-VII веках. В конце XIII века во Франции возникают первые официальные обвинения в «ведовстве». Например, в 1278 году епископ Франции чуть было не подвергся казни за то, что он якобы убил короля Филиппа III, прибегнув к помощи дьявола[3]. Рассмотрим процесс возникновения и эволюции охоты на ведьм в средневековой Европе более подробно.

Этот процесс изначально имел непростой характер. Большинство историков считают, что непосредственным организаторам охоты на ведьм являлась церковь. Однако это было далеко не всегда. Например, в сохранившихся документах Падерборнского собора VIII века содержались правила, которые принуждали каждого, кто подвергнет ведьму сожжению на костре, также смертной казни.

1320 год ознаменовался тем, что папа Иоанн XXII наделил инквизицию правами преследования ведьм и ведунов. Эти полномочия, в свою очередь, усиливали страх народа перед нечистой силой и являлись двигателем для распространения предрассудков и предубеждений.

В 1390 году во Франции состоялся первый светский судебный процесс по обвинению в колдовстве. Впоследствии гонениями на ведьм занимались только лишь светские власти, перекладывая таким образом на людей вину за последствия неудачных политических действий или стихийных бедствий. Этот процесс проходил также не без общественного влияния, т.к. общество в средние века отличалось крайней суеверностью. Например, наличие у человека богатства или отменного здоровья общество приписывало к результатам его колдовских действий.

 

В 1428 году во французском городе Бриансон свершилась одна из самых громких казней того времени. По обвинению в колдовстве более полутора сотен мужчин и женщин были сожжены заживо. И, несмотря на развитие цивилизованности, спустя почти двести лет охота на ведьм понесла очередные жертвы в Швеции – там казнили более восьмидесяти человек, пятнадцатью из которых были маленькие дети. Они были казнены по подозрению в союзе с нечистой силой, и обвинялись в том, что употребляли в пищу бульон, хлеб с маслом, сыр и овсянку на молоке – это считалось непозволительным пиршеством.

Инквизиция

 

В переводе с латинского инквизиция означает «дознание», или «следствие». Впервые инквизиция возникла в XIII веке в период правления Григория IX. Ее предназначение заключалось в выявлении и наказании еретиков. Наказывали еретиков за отступление от догм католической веры. Но со временем это отступление ушло на второй план, а на первый план выдвинулось ведовство. В XIV веке начались активные гонения на людей, которых в силу тех или иных причин причисляли к ведьмам и колдунам. Считалось, что они, поклоняясь дьяволу, отреклись от Бога и причиняли вред праведникам.

Незадолго до этого времени тех, кто верили в колдунов и ведьм, считали суеверными. Но со временем люди начали верить, что потусторонние силы действительно существуют. Это было связано с распространением болезней и эпидемий, а также с развитием индустрии: товарно-денежные отношения вступали в конфликт с общепринятыми христианскими догмами. Считалось, что люди могли приобретать блага, которых не было у других, только лишь при помощи потусторонних сил.

В 1320 г. по указу папы римского церковь получила официальное разрешение на преследование ведовства. Инквизиторами назначались монахи таких орденов, как францисканский, доминиканский, августинский. Для получения показаний они применяли изощренные пытки: «виновные» подвергались пыткам на дыбе, либо на их телах искали так называемые «дьявольские отметины» - так называли участки на теле, не чувствующие боль.

В XVI веке эти процессы перешли в полномочия светским судам. Окончательно это было закреплено после эдикта короля Франции о конфискации имущества осужденных. Тем не менее, во все время существования «охоты на ведьм» контроль этого процесса сохранялся за церковью.

В Испании к проблеме ереси относились более внимательно: виновность или невиновность обвиняемых проверялись и доказывались более тщательно. В королевстве Испании имели место быть как «низшие» виды «охоты на ведьм» (например, доносы, которые поощряла церковь), так и «высшие» - узаконенные судом преследования. Тем не менее, многие историки считают, что в Испании инквизиция была более гуманной, чем, например, во Франции.

В Финляндии изначально судебным преследованием колдовства занимался синод, но в конце XVI века эти полномочия полностью принимает на себя церковь. Полномочия синода же ограничивались лишь отлучением от церкви, это происходило в качестве наказания за ведовство. Такая ситуация существовала практически во всех скандинавских странах этого времени.

В Англии того времени также расследованием дел против ведовства занимались светские суды. В Германии преследования ведовства получили наиболее широкое распространение в конце XV века. Это произошло под влиянием известной публикации «Молот ведьм», где содержалась подробная инструкция по опознанию колдунов и ведьм и применения к ним особых наказаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: