Несмотря на то, что организованные преступные формирования в ряде стран (например, в Италии и США) действовали с большим размахом ещё в первой половине XX века, в большинстве стран вплоть до 1970-х годов их члены привлекались к ответственности лишь на основании общих норм о соучастии или преступном сговоре.
Исключением может считаться, например, РСФСР, а в последующем СССР, где начиная с первых актов кодифицированного законодательства устанавливается самостоятельная ответственность за организацию банды (вооружённой преступной группы) и участие в ней (ст. 76 УК РСФСР 1922 г.).
Однако рост опасности, связанной с деятельностью преступных организаций, в последней четверти XX века привёл к тому, что в законодательстве многих стран стали появляться нормы, характеризующие новые формы преступных формирований и устанавливающие ответственность за их создание, а также участие в них.
Так, в 1974 году соответствующие нормы были включены в УК Австрии, в 1982 — в УК Италии, в 1997 — УК Канады, 1999 — УК Бельгии.
|
|
Также криминализация организации и участия в деятельности преступных формирований характерна для практически всех уголовно-правовых актов, принятых после 1992 года.
Кроме того, стали приниматься касающиеся противодействия организованной преступности комплексные акты, содержащие нормы разных отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального, административного и др.
Можно назвать такие акты, как Закон о контроле за организованной преступностью в США 1970 года, Закон Японии о пресечении незаконных деяний членов бандитских группировок 1991 года, Закон Германии о борьбе с организованной преступностью 1994 года, Закон Германии об улучшении борьбы с организованной преступностью 1998 года, Федеральный закон Мексики против организованной преступности 1996 года, Закон Литвы о предупреждении организованной преступности 1997 года, Закон ЮАР о предупреждении организованной преступности 1998 года.
В России такого закона принято не было, хотя соответствующие законопроекты неоднократно вносились на рассмотрение Федерального Собрания и даже принимались им (но не вступали в силу из-за наложенного Президентом РФ вето).
Экономические преступления
В конце XX — начале XXI века в связи с глобализацией мировой экономики и с тем, что бывшие социалистические страны, а также КНР, Вьетнам и Лаос полностью или частично осуществили переход к рыночной экономике, происходит унификация уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за экономические преступления.
Кроме того, с учётом специфики отдельных хозяйственных и экологических преступлений, субъектами преступлений стали признаваться юридические лица.
|
|
Хотя во многих странах нормы, предусматривающие привлечение к уголовной ответственности корпораций, существуют уже достаточно давно (США, Англия, Австралия), в конце XX века институт ответственности юридических лиц получил распространение в праве многих стран, в том числе континентальной правовой семьи.
В 1976 году соответствующие изменения были внесены в уголовное законодательство Нидерландов, в 1992 году — Франции, в 1995 — Финляндии, в 1997 — КНР, в 1998 — Исландии, в 1999 — Словении, в 2000 — Литвы, в 2001 — Венгрии и Эстонии, в 2002 — Молдовы и Польши, в 2003 — Швейцарии и в 2004 — Румынии.
В некоторых странах (Австрия, Албания, Испания, Мексика, Перу) юридическое лицо не признаётся субъектом преступления, однако в связи с совершением преступного деяния представителями организации уголовно-правовые меры могут применяться и к самой организации.
Российским законодательством по состоянию на август 2015 года юридические лица субъектом уголовной ответственности не признаются, хотя существуют инициативы по включению в УК РФ института уголовной ответственности юридических лиц.