Глава III. Экономическое сотрудничество

 

В 2008 г. во время визита премьер-министра КНР Вэн Цзябао были подписаны торговые соглашения на сумму в $35 млрд.. Это стало новым рекордом по количеству соглашений между сторонами. Премьер-министры стран обсудили эти соглашения на саммите, посвященном взаимодействию бизнеса двух стран. Саммит был организован Китайским совет по развитию и международной торговле (ССIT), Министерством торговли и Пакистанским кабинетом торговли и индустрии (FPCCI). И по его итогам правительства двух стран решили еще теснее кооперироваться в энергетической сфере, добыче натуральных ресурсов, транспортном сообщении и финансовом секторе.

Пакистан страдает не от дефицита ресурсов, а скорее от технических проблем связанных с их добычей и освоением. Поэтому ему столь необходима поддержка китайских специалистов.

На сумму в $6.5 млрд. были заключены контракты и составлены меморандумы о взаимопонимании по вопросам ветровой энергетики и проектов по использованию солнечной энергии между государственными энергетическими компаниями China Three Gorges Coroporation и пакистанской Alternative Energy Development Board.

В целом, в сфере пакистанской энергетики Китай представляет собой главную движущую силу: китайские энергетические компании China Three Gorges Project Corporation, Harbin Power Engineering Company Ltd., Dongfang Electric Corp., Sinohydro Corp., Zhongyuan Engineering Group, Gezhouba Group на данный момент реализуют более 40 проектов в сфере атомного, гидро- и ветро-энергопрома и фотовольтаики. После постройки первой атомной электростанции Чашма в Панджабе планируется создание следующей; выполняются гидроэнергетические проекты на Инде и его притоках, например, плотина Нилам-Джелам; строится ветропарк Сандхи в Панджабе.

Вэн Цзябао выявил надежду на то, что в скором времени оборот финансов между странами составит $15 млрд. в год., благодаря совместными проектам. И это еще более укрепит традиционное партнерство двух стран. И, возможно, скором времени, приведет к отмене торговых барьеров, что позволит улучшить торговую систему взаимоотношений.

Уже действуют концессионные соглашения на 800 наименований из Пакистана и 200 из Китая. С 2004 г. действуют так же взаимные преференциальные ставки. Хотя в торговых отношениях имеет место значительный перекос торгового баланса в сторону импорта из Китая. КНР импортирует из Пакистана, в большинстве своём, сырьё и товары с низкой добавленной стоимостью (такие как хлопок, медь, хром и др.), взамен наполняя рынки соседней страны потребительскими товарами и промышленным оборудованием.

Так же премьер заявил об увеличении инвестиций в порт Гвадар, построенный китайскими силами в 2006 г. на территории Пакистана.

Кроме того продолжается улучшение Каракорумского шоссе, которое является самым высокогорным в мире и повторяет маршрут Великого шелкового пути. Китайцы активно задействованы в модернизации железных дорог страны, в частности, подвижного состава. Воссоздание древнего торгового пути имеет решающее значение для КНР в данный момент, в связи с обеспечением ресурсами столь быстрого роста экономики. Газ и нефть из Пакистана смогут довольно долгое время подпитывать темпы этого роста. Центральноазиатский регион имеет у себя примерно ¼ мировых запасов минеральных ресурсов, 200 млрд. сырой нефти. К тому же имеется огромное количество съестных припасов, что не менее важно, чем нефть и газ.

Поэтому Китаю очень важно получить доступ ко всем этим ресурсам, воссоздав Новый Великий шелковый путь, в чем ему и помогает важней в регионе геополитический союзник, через территорию которого и можно провести путь. Конечно, Пакистан не откажется от китайских инвестиций и поддержки на мировой арене, так как у него есть шанс получить в надежные союзники (в отличие от США) новую мировую державу, а так же придержать дефицит платежного баланса с помощью кредиторов из КНР. В интервью Российскому телевидению на конференции Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) 13 июня 2006 г. в Шанхае (Китай) президент Пакистана генерал Первез Мушарраф подчеркнул: «Пакистан станет «транспортным коридором», где проходят торговые пути из стран Азиатского региона на Ближний Восток, в Европу и обратно…».

Не менее важна торговля оружием. Китай стал главным поставщиком вооружений и технологий для армии Пакистана. Благодаря этому пакистанцы обладают ядерным и тактическим оружием и относительно модернизированной армией по меркам региона. ВВС страны практически полностью состоят из китайской техники (более 30 штурмовиков А-5, около 150 истребителей F-7 и более 50 учебно-тренировочных самолетов различных типов). Практически завершена совместная разработка легкого многоцелевого истребителя третьего поколения JF-17 «Гром» («Супер-7»). Силовая установка этого самолета оснащена китайским авиационным двигателем, производимым на базе российского образца RD-93. В настоящее время решается вопрос о возможности поставок Китаем этих двигателей Пакистану, что требует согласования с российской стороной. Заключены контракты на поставку в Исламабад истребителей F-7PG и РЛС, подписан меморандум о совместной разработке самолета, оснащенного системой раннего обнаружения и наведения. Серийное производство JF-17 в Пакистане планируют начать в январе 2008 г. на авиасборочной линии, мощность которой на первоначальном этапе составит около 20 единиц в год. Эти истребители должны заменить устаревшие F-7, а также в недалеком будущем, как предполагают, даже стать предметом экспорта.

Сухопутные войска Пакистана имеют на вооружении китайскую технику (более 70% танков Т-59, Т-69, Т-85 и 60% артиллерийских орудий). Продолжается реализация контракта стоимостью 320 млн долл. на производство с китайской помощью 286 танков «Аль-Халид». В соответствии с другим соглашением, до 2008 г. предусматривался выпуск 394 танков «Аль-Зарар» (модернизированная версия китайского Т-59). Пекин ежегодно выделяет беспроцентный кредит для осуществления поставок в Пакистан стрелкового оружия, боеприпасов, средств связи, автотранспорта, запасных частей и оборудования. Исламабаду поставляются переносные зенитно-ракетные комплексы QW-I, QW-II для средств ПВО.

Развиваются связи и по линии военно-морских ведомств. В 2005 г. подписано рамочное соглашение (стоимость сделки - 1 млрд долл.) о строительстве для ВМС Пакистана четырех фрегатов F-22P (три из которых будут собраны в Китае, а один на судоверфи в Карачи).

Между Пакистаном и Китаем развивается сотрудничество и в космической области, причем как на двусторонней, так и на многосторонней основе (с 2005 г. действует Азиатско-тихоокеанская организация по сотрудничеству в сфере космоса - APSCO, куда помимо ИРП и КНР входят еще семь стран). Видимо, Исламабаду и Пекину удастся договориться о совместном запуске в течение пяти лет трех спутников для исследования ресурсов Земли.

Стоит отметить, что партнерство Китая и Пакистана не поддерживается ведущими организациями, как ВТО, так и большей частью Международных финансовых организаций, в виду сильного американского лобби и незаинтересованности большей части стран мира в усилении КНР и Исламской республики. И более того, никакие региональные форумы напрямую не объединяют эти страны в плане совместного экономического развития. Все строится напрямую по желанию правительств сотрудничать друг с другом во имя развития своих государств.

Пакистану очень важно развивать собственную инфраструктуру с китайской помощью, так как собственные финансы не позволяют. Например, China North Industries Corp (Norinco) задействована в возведении железнодорожной инфраструктуры в Лаxоре, столице провинции Панджаб. Стоимость проекта оценивается в 1,6 мрд. долларов.

Уже 10 тыс. китайских рабочих разной квалификации трудятся на 120 объектах в Пакистане. Это медные и золотые рудники, автострады, электростанции и АЭС, телекоммуникации (крупнейший оператор КНР China Mobile владеет крупным пакистанским оператором Paktel). Все это оплачивается Банком развития КНР.

В Пакистане зарегистрировано более 50 китайских компаний со стопроцентным китайским капиталом, многие из них имеют дочерние фирмы, работающие в формате совместных предприятий. За последние несколько лет Пекин увеличил объем прямых инвестиций более чем в шесть раз, однако абсолютные цифры не особенно велики. К марту прошлого года совокупные капиталовложения Китая на контрактной основе не превышали 100 млн долл. (Пакистан же вложил в КНР 24,3 млн долл.). Ведутся переговоры по созданию совместной инвестиционной компании и фонда по развитию инфраструктуры. Особое внимание уделяется сотрудничеству в сфере энергетики. В апреле 2006 г. было принято решение о создании профильной Совместной рабочей группы, а представители пакистанских и китайских деловых кругов подписали несколько десятков документов, в частности, по разработке месторождений углеводородов, строительству перерабатывающих заводов, возведению ТЭЦ и ГЭС.

Важнейшим объектом, конечно же, стал порт Гвадар в провинции Белуджистан. Открытый в 2008, он стал символом китайско-пакистанских отношений. На территории глубоководного портового комплекса находятся склады и индустриальные предприятия. Кроме того, КНР участвует в строительстве гвадарского международного аэропорта China Harbor Engineering Co. и нефтеперерабатывающего завода, а также автомагистралей, соединяющих Гвадар с самым большим городом страны Карачи и Фаисалабадом.

Китай оплатил 80% всех расходов на создание порта и взамен получил стратегическую точку для выхода в Персидский залив, так как порт находится всего в 180 морских милях от Ормузского пролива, через который проходит 40% всей транспортируемой нефти. Это позволяет Китаю защищать в случае чего свои пути импорта и соединить богатую ресурсами провинцию Синьцзян напрямую с Арабским морем.

Таким образом через него можно осуществлять транспорт сырья и энергоносителей в Китай (через СУАР) из Африки и арабских стран, минуя небезопасный из-за пиратов Малаккский пролив. Растущие потребности Китая в электроэнергии и быстрый рост экономики страны лишь подогревают энергетическую игру в Центральной Азии. Правительство КНР открыто говорит, что рассматривает Пакистан в качестве промышленной базы для китайских компаний, вывоза производственных мощностей малого и крупного бизнеса, установки сборочных линий, в частности, в Белуджистане, и осуществления экспортно-импортных операций со странами Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии и т.д. Планируется, что грузы, доставляемые многотоннажными судами в порт Гвадар, будут транспортироваться во внутренние районы страны двумя путями: морским - из порта Гвадар в порт Карачи небольшими транспортными суднами, и сухопутным путем - мощными траками по прибрежному 450-километровому шоссе.

Китай вышел на рынок энергоресурсов Казахстана, купив Petro Kazakhstan за 4,2 млрд. долларов. Подобную интервенцию Китай провел в Судане, Нигерии, Венесуэле и других странах. Экономические перспективы Китая, который в ближайшем будущем обещает стать страной с крупнейшей экономикой в мире, уже сегодня имеют колоссальное влияние на регион. Пакистан в частности. Именно поэтому КНР так заинтересована в развитии портовых мощностей Гвадара.

Не меньшую важность провинция Белуджистан представляет для КНР с 2003, так как на золотосодержащем меднопорфировом месторождении Саиндак ведутся работы по добыче металлов, которые так необходимы для китайской промышленности. На начальном этапе предусматривалось участие КНР лишь в строительстве, но сейчас китайская компания Metallurgical Corp of China Overseas Ltd., которая владеет половиной акций компании-операторa, уже осуществляет и управление.

Сам Пакистан рассматривает Белуджистан как объект своих будущих экономических и стратегических амбиций. Прежде всего, это самая большая по территории провинция Пакистана: ее площадь составляет 347 тыс. кв. км, или 43,6% территории страны. Несмотря на всю сумятицу этнических смешений, многолетнюю борьбу местных националистических и национальных политических партий, крайнюю социальную отсталость в целом, низкий уровень экономического развития по сравнению с другими провинциями страны, наркотрафик из Афганистана, удаленность от федерального военно-гражданского вышколенного центра, постоянное недовольства основных жителей провинции - белуджей и пуштунов - центральными властями, Белуджистан все больше и больше привлекает внимание федеральных властей своим геостратегическим положением. Земля Белуджистана богата запасами железной руды, хромовой руды, сульфата бария, меди, мелистого золота (сплав меди с золотом), цинка, а также природного газа. Запасы этих ресурсов смогут серьезно улучшить экономические взаимоотношения КНР и Пакистана.

В целом, Планы Исламабада в отношении Белуджистана просты и грандиозны:

·   Кaпитaлизaция вoзможнoстей для тoргoвли с Aфгaнистаном и со стрaнaми Центрaльной Aзии, нe имeющими выходa к морю

·   Paзвитие торговли и трaнспopтных cвязей со стрaнaми Персидскoгo зaлива

·   Paзвитие экспортa

·   Пeрeвалкa трaнcконтинeнтaльных грузoв

·   Строительство нефтяных хранилищ, нефтегазоперерабатывающих установок различной мощности и т.д.

Подводя итоги, можно лишь подчеркнуть очевидное: КНР и Пакистан прочно связаны тесно переплетёнными узами сотрудничества, охватывающими практически все сферы экономики Пакистана. Китай активнейшим образом задействован в поднятии своего западного соседа на качественно новый уровень развития, динамично развивая и вкладывая средства в его инфраструктуру и промышленность восточной части страны. Одновременно расширяются и рынки сбыта китайской промышленности. В целом, последние 10 лет стали наиболее плодотворными в отношениях. И в основе этих успехов лежит документ под названием "Совместная декларация по направлению двусторонних отношений" созданный для координации дальнейшего взаимодействия, которая утвердила три основных положения в китайско-пакистанском экономическом сотрудничестве:

.   Равноправие и взаимная выгода. Пакистан получает технологии для развития, рабочие места взамен ресурсов. Китай в свою очередь

обещает исправить перекос в насыщении товарами.

.   Укрепление связей и возможностей для частного бизнеса. Страны договорились о кооперации для создания экономической платформы, которая задействует механизмы рыночной экономики.

.   Расширение кооперации во всех сферах, от финансов до агрономии.

Однако не все так солнечно. Стоит отметить, что бизнес не стремится жертвовать своей прибылью во имя заявленного на высшем уровне братства двух народов, что доставляет хлопот политикам. Так, если китайский импорт составляет 20% пакистанского, то пакистанский всего 0.13% китайского. Кроме того, хоть тарифы для Пакистана и значительно ослаблены, в Китае действуют куда более удобные ставки для некоторых развивающихся стран (Мальдивы, Непал, Бангладеш) и для стран АСЕАН (для них тарифных барьеров вообще нет). Пакистанские предприниматели главными рынками сбыта по-прежнему видят США и Западную Европу, несмотря на минимальную выгоду, в современных условиях, от действий на них. Да и в целом недобросовестность чиновников среднего звена, представителей бизнеса обоих сторон и коррупция значительно замедляют темпы кооперации.

Можно сказать, что странам предстоит еще много сделать друг для друга, чтобы слова премьера Вэн Цзябао о "начале новой эры уверенности и процветания, благодаря совместному сотрудничеству" стали реальностью. Китайский бизнес активно действует во всех сферах пакистанской жизни, чему способствуют упоминавшиеся договоренности двух стран. От мобильных телефонов до машиностроения - везде участвуют китайские деньги. Пакистан, конечно, не может инвестировать в КНР, но от него требуется другое - военная и политическая поддержка на региональном и мировом уровне, поставки ресурсов, обеспечение спокойного транзита по торговым путям и создание стратегического плацдарма, необходимого для осуществления глобальных планов КНР по превращению в ведущую мировую державу. Которая будет способна сохранить независимость от западноевропейского формата глобализации. Так что партнерство можно считать действительно взаимовыгодным, в долгосрочной перспективе, для обеих сторон.



Глава IV. Заключение

военный политический сотрудничество китай пакистан

Как мы видим, страны в последние годы совершили настоящий прорыв во взаимоотношениях. В первую очередь этому способствовали изменения на геополитическом уровне, ведь двум крупным державам необходимо гарантировать в целом стабильности региона для внутреннего развития. И если раньше большая часть вопросов касалась Кашмира и сдерживания индийского влияния, то сейчас у стран сплошная головная боль из-за США (которые в течение 11 лет пытались "победить терроризм" в Афганистане, попутно создавая региональный плацдарм в ключевых локациях страны, что позволило бы перекрыть часть исторических торговых путей стран региона). КНР видя угрозу своим экономическим интересам начал наращивать влияние в Пакистане в противовес американцам, которые совершили множество грубых просчетов во внешней политике. Китай хоть и продемонстрировал свои глобальные интересы в Азии и Африке, но все успехи связаны с экономическим сотрудничеством и "гибкой силой" конфуцианской модели отношений. Китай не стремится получить все и сразу, и никак не заинтересован в социальных переломах в свою пользу для сиюминутной выгоды. И для начала Китаю необходимо гарантировать безопасность собственных границ, торговых путей и потенциальных партнеров от притязаний США и ее союзников, обходящих нормы существующих международных институтов и откровенно заигрывающих с отдельными террористическими группами. В условиях региона, в котором сосредоточена большая часть мирового населения, которая притом, не совсем друг с другом ладит и живет практически в нищих условиях, ясно, что ничего хорошего не выйдет из раздувания конфликтов. В связи с этим, стоит высоко оценить кооперацию КНР и Пакистана с гуманитарной точки зрения. Так как они вынуждены все же действовать именно с позиций гуманизма и международных норм, отстаивая свои интересы в противовес радикальным консерваторам из Индии, поддерживаемой неоконами Израиля и США(где, с перерывом на "неудачливого демократа", скоро к власти снова придут республиканцы). В этом процессе важную роль имеет экономическая кооперация. Снижение пошлин, уничтожение части тарифов, инвестиции и кредиты помогают поднять уровень взаимоотношений на новый уровень. Китай стал главным торговым партнером Исламской Республики Пакистан. Торговый оборот с 1 млрд. долларов в 2001 до 8,7 млрд. долларов в 2010 году. Однако, как и в случае с Непалом <http://magazeta.com/economy_and_business/2011/09/08/nepal/> и рядом других соседей, имеет место значительный перекос торгового баланса в сторону импорта из Китая. КНР импортирует из Пакистана, в большинстве своём, сырьё и товары с низкой добавленной стоимостью (такие как хлопок, медь, хром и др.), взамен наполняя рынки соседней страны потребительскими товарами и промышленным оборудованием. Но благодаря этой кооперации растет уровень жизни в Пакистане, строятся дороги, шахты, добывающие комплексы, гражданские и военные объекты. Пакистан хоть и богат ресурсами, но у него нет средств на их добычу, так как большая часть денег уходит на огромное и бедное население. В связи с этим так важны инвестиции Китая, направленные на улучшение пакистанской инфраструктуры. Многочисленное население получает работу и дополнительный заработок строя объекты на благо собственного государства (и китайских компаний-партнеров).

Можно заключить, китайско-пакистанские отношения вышли на качественно новый уровень в последние несколько лет. Несмотря на множество противоречий, страны смотрят с уверенностью в будущее и работают на перспективу. Пакистан старается завоевать место под солнцем и заняться непосредственно развитием страны, а не сдерживанием масс и не войнами с соседями, а Китай стремится создать систему глобальных отношений для поддержания своего состояния и независимости в развитии. Серьезное значение для стран играет война в Афганистане, явно необходимая США для укрепления собственных позиций в регионе. Но грубость американцев привела к разрыву с главным союзником - Пакистаном, который переориентировался на Китай. Китаю же невыгодно присутствие США как главного стратегического противника в перспективе, который перекрывает торговые пути в Центральную Азию и в целом вносит беспорядок в традиционные отношения, заигрывая с Пакистаном и Индией. Дестабилизация региона очень серьезно скажется на внутреннем состоянии КНР. Это уйгурские сепаратисты и просто массы бедняков, которые перебиваются случайным заработком, которое обеспечивает правительство, проводя различные программы развития. Собственно, безработные массы - самая страшная проблема КНР, и эта проблема может подогреваться давлением на экономические структуры страны. Поэтому стране так нужны новые ресурсы и рынки сбыта, для поддержания темпов роста.

Стоит так же отметить, что все эти проблемы непосредственно затрагивают и нашу страну. РФ теряет традиционное влияние на Центральноазиатский регион, уступая Америке. Поэтому очень важно наращивать влияние в рамках ШОС и более активно предлагать выработать единую концепцию безопасности региона для всех стран-участниц. Теряя влияние государственное, у РФ остается все еще значение геополитическое и культурное, в связи со старым советским авторитетом.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: