Глава II. Военно-политическое сотрудничество

Оглавление

Глава I. Введение

Глава II. Военно-политическое сотрудничество

Глава III. Экономическое сотрудничество

Глава IV. Заключение

Список источников и литературы



Глава I. Введение

 

Выбранная тема является более чем просто актуальной на данный момент, ведь по сути можно наблюдать переворачивание альянсов в Южно-Азиатском регионе. Тема позволяет отметить начало реализации далеко идущих геополитических планов Китая, связанных с обеспечением материальных баз при помощи стран-соседей. Кроме того, КНР и Исламская республика Пакистан располагаются чрезвычайно удобно в геополитическом плане. Регион богат материальными ресурсами, в нем проживаешь огромная часть населения земли. В связи с этим, невероятно важным является для обеих стран наладить выгодные политические и экономические взаимоотношения.

Пакистан с 50-х годов имел тесные связи с Китаем, но в большей степени все же ориентировался на США до последнего времени. Убийство Усамы бен Ладена в городе Абботтабад, всего в 50 км от Исламабада, привело в бешенство пакистанское общество, так как было проведено нелегально, без санкции правительства Пакистана. Так же постоянные атаки беспилотников, в результате которых гибнут мирные жители, тоже не способствуют улучшению отношений.

Но главной проблемой стала утечка планов Пентагона по атаке на Пакистан, в случае если к власти придут радикальные группы. Как раз это предельно обострило отношения между США и исламской республикой. Тут подоспел Китай, который и так долгое время являлся крупнейшим экспортером вооружений в республику, поддерживал в борьбе с Индией и содействовал ядерной программе.

Китай в последние годы приступил к наращиванию военной мощи, что обусловлено, соответственно высокими темпами роста экономического благосостояния. С начала политики реформ и открытости (改革开放), направленных на создание рыночного социализма, страна больше занималась внутренними вопросами, выступая за принцип невмешательства. Теперь же Китай снова заявляет о себе как о великой державе, создавая мощный флот, участвуя в заграничных учениях, посылая инструкторов и налаживая отношения со стратегическими партнерами по всему миру.

Мы рассмотрим только взаимоотношения КНР и Пакистана. Так как это ключевые страны в геополитике Южной и Центральной Азии. Их отношения конечно же затрагивают Индию, Афганистан, территорию СНГ.

Так как Китай и Индия являются ключевыми стратегическими партнерами РФ на Востоке, поэтому все разногласия по вопросу Пакистана весьма чувствительны и для нашей страны. Дестабилизация региона, в случае чего, аукнется и на территории РФ. К тому же Россия имеет непосредственные рычаги влияния на ситуацию, с помощью ШОС, где представлены рассматриваемые стороны.

Остро стоит вопрос ядерной безопасности, ведь большая часть сторон, имеющих интересы в регионе Южной Азии, является частью Ядерного клуба. Особое внимание уделяется Пакистану, ставшему обладателем ядерного оружия сравнительно недавно. Так как многие страны относятся очень настороженно к стране и ее внутриполитической ситуации, то дискуссии насчет того, как принять этот факт, ведутся до сих пор, и являются камнем преткновения в вопросах региональной. Чрезвычайно этот факт беспокоит США и Индию, вплоть до разработки планов военного вмешательства. Концепции ядерной безопасности обсуждаются всеми странами региона и являются наиболее важными частями систем обороны стран и наиболее важными политическими аргументами, поэтому все переговоры по острым вопросам ведутся весьма учтиво и дотошно.

В целом, актуальность темы неоспорима, в связи со значимостью региона для мировой стабильности, в котором действуют рассматриваемые страны, и где имеется интерес множества сторон (в том числе и РФ). Геополитическая обстановка вызывает неподдельный интерес: особенно заметна снижающаяся роль США здесь, ведь по сути отношения Китая и Пакистана строятся на базе уменьшения влияния американцев, которые испытывают множество серьезных проблем связанных с войной в Афганистане. Экономическая сторона вопроса не менее важна, ведь регион является одним из беднейших в мире, и изменения в нем непременно скажутся на всей глобальной экономике. Вдобавок, интригует сам факт взаимодействия коммунистической и мусульманской страны. Любопытно, как политическое сотрудничество скажется на современных культурных основах двух обществ в дальнейшем.

Цель работы в том, чтобы создать картину современных китайско-пакистанских отношений. Задачи состоят в описании связей между странами на политическом и экономическом уровня, с помощью имеющихся на данный момент источников информации, и выявлении специфичных черт взаимодействия.

Хронологически рассматривается современное состояние, с начала 2000-х г, но с историческими отсылками к более ранним событиям.

Источниками информации послужат статьи в различных периодических изданиях по политическим вопросам последних лет, аналитические доклады институтов, учебные пособия. Объемной литературы, освещающей конкретную тему пока что нет даже на Западе, поэтому в основе работы нет конкретных книг. Основой являются работы Института Дальнего Востока, Института Ближнего Востока, издания МГИМО, статьи авторов из Foreign Policy и CNN Politics, аналитических институтов Пакистана, периодических американских политологических изданий, открытые для общего доступа. Они служат во многом первоисточниками информации по теме, которые лежат в основе работ многих других аналитиков. То есть следует отметить крайнюю нехватку разноформатной литературы, что связано с малой освещенностью темы, которая только начинает приковывать к себе внимание. Главная часть работы построена на англоязычных докладах нескольких пакистанских политологов, которые дополнены статьями западных журналистов и аналитиков для больше детализации. Учебники А.В. Торкунова являются основной книжной литературой, в которой в общих чертах освещается внешнеполитический вектор КНР. Также была поднята специальная литературы по ядерному вооружению Китая. В целом, при крайнем недостатке оригинальных источников и переписывании из источника в источник некоторой базовой информации, можно заключить, что в моей работе полностью использована доступная на данный момент оригинальная информация, используемая большинством прочих авторов, затрагивающих данную тему.

Структурно работа разделена на введение, политическую, экономическую части с объемными выводами и заключение.

 



Глава II. Военно-политическое сотрудничество

 

Официальное сотрудничество Китая и Пакистана началось с мая 1951 года. Пакистан стал первой мусульманской страной и четвертой несоциалистической из признавших КНР. Крепкие отношения между странами поддерживались вплоть до конца 70-х, когда США сделали большую ставку на Пакистан в связи с афганской войной. Все это время Китай был главным экспортером вооружений и техники для Пакистана, помогал в техническом развитии, способствовал развитию ядерной программы.

КНР выстраивало отношения с Пакистаном на базе противостояния Индийскому влиянию. В 1947 г. Британская Индия была разделена и благодаря усилиям Мусульманской лиги, провинции, преимущественно исповедующие ислам, объединились в независимое государство Пакистан. Препятствием в урегулировании мирным путем пограничных споров стала провинция Кашмир. Преимущественно мусульманское население управлялось индийским махараджа.

В 1947 г. началась первая война за провинцию. Пакистанская армия и полувоенные формирования из местного населения начали вторжение, что спровоцировало выступление на помощь махарадже индийской армии. Война окончилась в 1949 г., благодаря вмешательству ООН. По итогам 60% территории отошло Пакистану, 40% Индии. Но претензии стороны урегулированы не были, что вылилось в еще две войны:

·   Вторая индо-пакистанская война (1965).

·   Третья индо-пакистанская война (1971) - связана с войной за независимость Бангладеша. Так же оставила проблемы нерешенной. На данный момент конфликт можно назвать тлеющим и в его разрешении принимают активное участие РФ и США.

Китай тоже не обошел внимание Кашмир: к середине 1950-х китайская армия вошла в северо-восточную часть Ладакха. В 1956-57 китайцы завершили военную дорогу через Аксай Чин для улучшения связи между Синьцзяном и западным Тибетом. Открытие этой дороги Индией привело к китайско-индийских пограничным военным столкновениям в октябре 1962. Китай полностью оккупировал Аксай Чин к 1962 году, а прилегающие районы Транс-Каракорумского тракта Пакистан передал Китаю в 1963 году.

Таким образом, Пакистан и Китай рассматривают друг друга как важнейших военных союзников, в связи с накаленными отношениями с Индией. K. Алан Кронштадт, специалист по Южной Азии в Исследовательской службе Конгресса США, написал о том, что индийцы видят в китайской поддержке Пакистана "ключевой аспект пекинской политики сдерживания возможностей Нью-Дели в попытке соревноваться с Китаем".

Поэтому не удивительно, что Китай стал крупнейшим импортером оружия в Пакистан, подготавливая его к крупномасштабному противостоянию с Индией. Более того, на современном этапе китайские инструктора находятся в пакистанской армии, проводятся масштабные совместные учения, идет совместный сбор разведданных в контртеррористической деятельности.

Пакистан в сотрудничестве с КНР разработал баллистические ракеты среднего и дальнего действия, например тип Shaheen, наладил производство истребителей JF-17 и тренировочных легких самолетов, неофициально попытался наладить поставку ядерных технологий в Иран, КНДР и Ливию. Много слухов ходит о передаче Китаю частей разбившегося американского вертолета, во время проведения операции по убийству бен Ладена.

Касательно развития ядерных технологий, в апреле 2010 г. Китай анонсировал планы по постройке двух ядерных реакторов в Пакистане. Это стало своеобразным ответом на Ядерное соглашение между Индией и США. Согласно этому документу Индия получит возможность вести торговлю ядерными материалами и технологиями, хоть она до сих пор не ратифицировала договор о нераспространении ядерного оружия.

сентября 2008 года 45 стран-членов Группы ядерных поставщиков сняли запрет на поставки Индии ядерных материалов и технологий. 1 октября 2008 года Сенат США также одобрил данное соглашение.

В связи с этим, пакистанские власти считают более надежным стратегическим партнером именно КНР, а не США, с которыми, казалось, было достигнута полное взаимопонимание после событий 11 сентября 2001.

Наряду с этим, китайское правительство обеспокоено активностью радикальных организаций в Исламской республике не многим меньше западных держав. Особенное раздражение вызывают уйгурские сепаратисты в провинции Синьцзян, которые свободно укрываются в горной местности Пакистана.

Основываясь на статье Зияда Хайдера в Asian Survey, многие уйгуры обучались в пакистанских медресе и засылались в Афганистан, во время советской интервенции, а в последние годы воевали против сил ISAF, чтобы затем вернуться к себе домой с оружием в руках. Так, например, совместные военные учения провели на днях Китай и Пакистан. В них были задействованы ударные вертолеты и пехотные силы численностью в 500 человек.

Эта акция отражает беспокойство китайского руководства относительно существующих на афганской границе повстанцев, которые помогают автономным движениям Китая в планировании и проведении террористических актов. Но покамест китайцы не сильно стремятся ввязываться во внутренние дела Пакистана, и благородно оставляют эту задачу США.

Теперь рассмотрим не менее важный фактор китайско-пакистанских отношений - антиамериканский. Долгое время США имели огромное влияние на политическое руководство страны.

Когда советские войска вторглись в Афганистан, Пакистан для победы над СССР присоединился к США. Саудовская Аравия предоставила деньги и новобранцев, пакистанцы предоставили учебные лагеря и обеспечили разведкой, а Соединенные Штаты предоставили инструкторов и другую поддержку. Для Пакистана противостоять вторжению СССР было делом принципиальных национальных интересов. Перед Пакистаном, который столкнулся с враждебной Индией, поддерживаемую Советским Союзом, и с советским присутствием в Афганистане, возникла угроза с двух фронтов. Таким образом, глубокие связи с джихадистами в Афганистане имели важное значение для Пакистана, потому что джихадисты связывали по рукам и ногам СССР. Это также было полезно для Соединенных Штатов. События 11 сентября 2001 года представили серьезнейшую угрозу для Пакистана. Национальные интересы США и Пакистана разошлись. Соединенные Штаты хотели подорвать могущество "Аль-Каиды" независимо от стоимости операции. Пакистанцы хотели избежать краха своего режима любой ценой. Соединенные Штаты не могли бы работать в Афганистане без какой-либо поддержки со стороны Пакистана, начиная от использования линий поставок Карачи и Карачи-Хайбер и Карачи-Чаман, по крайней мере, до некоторого сотрудничества в области обмена разведывательной информацией относительно "Аль-Каиды". Пакистанцы нуждались в поддержке американцев против Индии. Если Соединенные Штаты просто стали бы проиндийскими, то позиция Пакистана была бы в опасности. Пакистану становится очевидно, что Соединенные Штаты рано или поздно свернут свои силы в Афганистане.

Вывод войск создает следующие трудности для пакистанцев.

Во-первых, Пакистан столкнется с полнейшей анархией на своей западной границе с Афганистаном, без поддержки США. Но Пакистан не хочет отталкивать талибов, и не только по идеологическим причинам. Он также ожидает, что талибы возглавят Афганистан в установленном порядке. Индия отступит в сторону, и Пакистану будет необходимо продолжать поддерживать свои связи с талибами, чтобы сохранить свое влияние в Афганистане и охранять свой западный фланг. Сотрудничество с Соединенными Штатами не столь важно.

Во-вторых, Пакистан осознает, что когда Соединенные Штаты начнут уходить, им понадобится прикрытие Пакистана для реализации своей стратегии вывода войск. Афганистан - не Ирак, и когда США выведут свои войска, он окажется в большей опасности. Пакистанцы готовятся к уходу американцев.

Отсюда следует желание получить новую сверхдержаву в союзники, к тому же постоянно представленную на региональном уровне. Поэтому Пакистан начинает более жестко заигрывать с американцами.

«За нами Китай, мы не одиноки, с нами одна из сверхдержав», - заявил корреспонденту AFP известный пакистанский политолог, генерал в отставке Талат Масуд. Пакистанский премьер Гайлани подчеркнул важность альянса, провозгласив: «Мы гордимся тем, что Китай наш лучший и самый верный друг. Пусть и Китай знает, что Пакистан всегда и во всем рядом. Когда мы говорим о дружбе, выше, чем Гималаи и глубже, чем океан, это реальность»

Накал стратегического кризиса в отношениях между США и Пакистаном достиг апогея 2 мая, когда спецназ США без спроса и разрешения убили бен Ладена в Аботтабаде (город всего лишь в 50 км от Исламабада), грубо нарушив суверенитет Пакистана. В связи с этим, а так же с упоминавшемся в начале фактом утечки теоретических планов вторжения в Пакистан, Китай официально предупредил США, что планируемое Вашингтоном нападение на Пакистан будет сочтено актом агрессии против Пекина.

Этот жесткий демарш - первый за 50 лет стратегический ультиматум, полученный США после Берлинского кризиса в 1958-1961. Официальный представитель МИД КНР Цзян Юй подтвердил, что «суверенитет и территориальную целостность Пакистана необходимо уважать». Согласно пакистанским дипломатическим источникам, на которые ссылается The Times of India, Китай «однозначно предупредил, что любое нападение на Пакистан будет рассматриваться как нападение на Китай». Этот ультиматум как сообщается, был озвучен 9 мая в Вашингтоне, куда для продолжения стратегического диалога и экономического переговоров, прибыла китайская делегация во главе с вице-премьером Госсовета КНР Ван Цишань и членом Госсовета Дай Бинго.

Фундамент такого предупреждения - ядерные ракеты Китая, в том числе около 66 МБР, способные поражать Соединенных Штатов, а также 118 ракет средней дальности, 36 ракетоносных подводных лодок ракетами и многочисленные системы меньшей дальности. Китайский ультиматум подоспел аккурат к выступлению Гайлани в парламенте Пакистана: "Скажу предельно откровенно. Любое посягательство на стратегические активы Пакистана, открыто или тайно, встретят соответствующий ответ. Пакистан оставляет за собой право принять меры в полную силу. Никто не должен недооценивать решимость и способность нашего народа и вооруженных сил в защите нашей священной Родины".

Из этого следует, что Пакистан и Китай готовы применить ядерное оружие в случае угрозы своему суверенитету, что может сделать из локального конфликта полномасштабную ядерную войну.

Между тем американцы продолжают искать рычаги давления на пакистанцев, пытаясь выставить их как людей неспособных управиться с собственными проблемами и тем более удерживать у себя ядерный арсенал. По прикидкам пакистанских СМИ, ЦРУ (с помощью Моссад) и индийская RAW создали свою собственную версию "управляемых талибов". Есть сведения, что оперативники ЦРУ проникли в структуры талибов и "Аль-Каеды", создав свой собственный Техрик-э-Талибан Пакистана (TTP), задача которого дестабилизировать ситуацию в стране. Параллельно, по данным русской разведки, "внештатный сотрудник ЦРУ Раймонд Дэвис и его агенты снабдили "Аль-Каиду" химическим, ядерным и биологическим оружием, так что теперь Пакистан можно обвинить в чем угодно".

В разгар этого стратегического кризиса, Индия осуществила, по сути, провокацию, начав маневры недалеко от границ Пакистана. В пустыне Тар (север Раджастана) были проведены учения "Vijayee bhava": атомно-биологическо-химических войск быстрого реагирования, включая знаменитый Второй танковый корпус "считающийся наиболее важным и боеспособным соединением индийских вооруженных сил и уже дважды громивший войска Пакистана в двух полномасштабных войнах". И сейчас КНР и Пакистан вместе начинают распутывать клубок проблем связанных с региональной стабильностью в первую очередь.

На региональную стабильность, столь важную для стран, влияют следующие факторы:

·   Афганистан: страна всю свою историю ведущая войну с соседями и интервентами. События 70-х годов привели к власти радикальных исламистов, которые были у руля до 2001 г. США начали интервенцию после Атаки 11 сентября, так как Талибан отказался выдавать предполагаемого организатора - Усаму бен Ладена. Дестабилизация и без того неспокойной страны больно ударила по Пакистану, а так же по пограничным китайским провинциям с мусульманским населением. Сложившиеся связи с талибами были нарушены, появилось множество откровенно бандитских групп, террористическая активность заметно повысилась на пограничных территориях, более того были искусственно созданы группы выступающие против Пакистана, чтобы обосновать давление Штатов (в свою очередь и Пакистан не бросил координацию некоторых группировок). Значительно вырос наркотрафик (ISAF не хотят испортить отношения с крестьянами, для которых выращивание опиатов - единственный заработок). Торговые пути в Центральную Азию через Афганистан так же остались перекрыты. Действующее официальное правительство Афганистана не более чем марионетка в руках американцев, даже не способная взять власть далее чем за пригородом Кабула. Но США не собираются так просто сдаваться, особенно принимая в расчет прямо конфликт с Иран, в котором Афганистан послужил бы хорошим плацдармом для начала новой войны.

·   Центральная Азия: Как я уже отмечал, в этом регионе сосредоточено огромное количество ресурсов всех типов, но почти отсутствует развитая инфраструктура. Бурно растущей экономике КНР всеми силами необходимо получить к ним доступ, чтобы не разрушить экономическую систему. И если раньше это был регион влияния РФ, то теперь расклад сильно изменился, что развязывает руки новым игрокам. Россия имеет интересы на Западе, поэтому частично сдает советские геополитические позиции за некоторые преференции. Европейские и американские компании обратили внимание на регион и уже начали разведку местности и совместную добычу ископаемых, взаимодействуя с местными правительствами. Китая не хочет упускать возможности, особенно учитывая исторические культурные связи с местными народами. Пакистан же служит связующим звеном в плане инфраструктуры: портов, дорог, рабочий силы. Так же у Пакистана одна из самых больших армий мира, которая может служить гарантом стабильности.

·   Кашмир: вопрос хоть и не стоит так остро, как 30 лет назад, но все еще накаляет отношения треугольника Индия-Пакистан-Китай. Ввиду того, что Индия и Китая стремятся стать региональными гегемонами, то проблему Кашмира намеренно затягивают с решением. Более того, Индия активно вмешивается во внутренние дела Пакистана и Афганистана, помогая Штатам. Поначалу, индийцы даже предлагали выбрать их как базу для войск НАТО в борьбе с афганцами и пакистанцами. Индия в последние годы (после прихода к власти неоконов) усилила сотрудничество с США и Израилем, особенно в военной сфере. Миллиарды долларов вкладываются в военные технологии, что не идет на пользу отношениям с соседями, но гарантируется любая поддержка со стороны стратегических партнеров, которые заинтересованы в сдерживании КНР и Пакистана.

Из всего это следует, что США серьезно дестабилизировали регион, как прямым вмешательством, так и косвенным давлением на правительства Пакистана и Индии. А теперь Пакистан остался в дураках из-за изменчивой политики Штатов в Афганистане, поэтому ему так важно иметь Китай в союзниках, которому в свою очередь так же нужен противовес американскому и индийскому влиянию. Нарушение Америкой основных принципов международного сообщества создает очень опасное положение в регионе, где у всех основных игроков есть ядерное оружие и множество скопившегося недовольства, которое навряд ли сойдет на нет в ближайшее время.

Китай и Пакистан присоединились к войне с терроризмом после 2001 г., и благодаря этому им стала куда виднее реальная политика США, когда разделение террористов и борцов за свободу в ней весьма условное и зависит от их приверженности западным идеям. В противовес американской мировой гегемонии державы пытаются интегрироваться на региональном уровне.

И, хотя по написанному выше становится ясно видно, насколько тесно взаимодействие партнеров и их стратегическая важность друг для друга, все же и здесь есть обратная сторона. Хотя Китай и Пакистан озвучили ряд очень громких заявлений, которые напоминают риторику европейских государств перед Первой мировой войной. Это притом, что основные местные игроки имеют ядерной оружие и поддержку прочих ядерных держав имеющих здесь интересы (РФ, США, Израиль). Регион вполне может пороховой бочкой столетия, как это было с Балканами накануне 1914г.

Но все же Китай не настолько глуп, чтобы жертвовать своими интересами. В последние десятилетия, пока Пакистан все еще дружил со Штатами, китайское правительство налаживало контакты с индийцами и заключило не меньше торговых соглашений, чем сейчас имеется с пакистанцами. В связи с этим, военный конфликт Пакистана с Индией так же рассматривается как нежелательный со стороны китайцев, которые боятся потерять вложения. КНР продолжает расширять связи по всей Азии: Мьянма, Непал, Шри Ланка, Бангладеш, Бутан, Мальдивы сейчас находятся в сфере интересов КНР и в них не менее активно, чем в Пакистан, вкладываются деньги.

Просто тут важно понимание самой стратегии Китая, где каждая соседняя страна рассматривается как одно из звеньев в цепи китайской системы безопасности. Пакистан оказался в трудной ситуации из-за своих тесных связей с США и ищет все возможные пути выхода из такого положения, поэтому оказание Китаем хоть какой-либо помощи, даже на уровне политических заявлений, здесь очень ценится. И китайское правительство этим пользуется.

Сейчас уровень взаимоотношений высок, как и в 1962 г., когда Китай провел небольшую войну с Индией за кашмирские территории. Но с того момента они шли на спад. Когда Пакистан оказался на грани национальной катастрофы в войне 1971 г. за Бангладеш, КНР не оказало ни малейшей поддержки, в отличии от тех же Штатов, которые подвели авианосец к индийским берегам (а Индия тогда пользовалась покровительством СССР, поэтому США тогда рассматривали Пакистан как одно из важнейших звеньев сдерживания Индии и советского влияния). Вдобавок, в настоящий момент Китай по-прежнему испытывает ряд проблем связанных с исламскими боевиками в Синьцзяне, которые обучались в Афганистане и Пакистане с ведома правительства последнего.

Посему, можно сказать, что странам предстоит решить еще много вопросов, но по характеру заявлений видно, что отношения будут только набирать обороты, в связи с изменениями последних нескольких лет, которые изменяют сложившуюся структуру местных отношений (хотя Пакистан по-прежнему рассматривается как средство сдерживания Индии).

И пакистанцы осознают и даже гордятся своей военной ролью. Все возрастают националистические и антиамериканские настроения, которым потакают военные. Формируется образ непобедимой армии, способной к тому же взять под контроль управление всей страной в момент кризиса, что обостряет отношения с гражданским правительством. Особенно это стало критично после убийства бен Ладена. Военные, естественно, ценят отношения с Китаем из-за поставок оружия, совместных учений, и помощи в давлении на политических противников, таких как Индия и США. Вследствие этого, можно будет наблюдать серьезные внутренние изменения в самом Пакистане в ближайшее время.

Итак, за 61 год, с момента взаимного дипломатического признания, китайско-пакистанские отношения преодолели различные испытания, благодаря чему их политическая основа укрепилась, взаимосвязанность интересов значительно возросла. Китай и Пакистан установили плодотворные стратегические отношения сотрудничества и партнерства, предоставляют друг другу реальную поддержку и помощь. Китай и Пакистан постоянно придерживаются принципов мирного сосуществования, твердо поддерживают друг друга в деле защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности государства. Руководители всех поколений двух стран неизменно рассматривают двусторонние отношения в качестве приоритета своей внешней политики. На фоне нынешней сложной мировой ситуации две страны уверенно стараются укрепить стратегическое сотрудничество и поддерживают друг друга в актуальных вопросах, представляющих общий интерес.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: