Методические рекомендации

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за качеством освоения программы.

Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

- уровня знаний, умений и навыков, сформированных и обучающегося на определённом этапе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются: экзамен, зачёт, контрольный урок.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ промежуточная аттестация проходит в виде выступлений на технических зачётах, академических концертах, экзаменах, исполнения концертных программ.

Все виды контроля проводятся в соответствии с графиком. Сольные концерты обучающихся приравниваются к выступлению на академическом концерте или экзамене (по решению методического совета школы).

Выступления обучающихся оцениваются характеристикой, в которой отражаются достигнутые успехи и имеющиеся недостатки, а также оценкой по пятибалльной системе, которая выставляется коллегиально.

       Итоговая аттестация по предмету проводится с целью контроля (оценки) освоения дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств в соответствии с федеральными государственными требованиями, установленными к минимуму содержания, структуре и условиям реализации указанных образовательных программ, а также срокам их реализации.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускного экзамена, программа которого должна соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние специальные музыкальные учреждения.

По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», которая заносится в свидетельство об окончании школы.

 

График промежуточной и итоговой аттестации

           

Предмет Вид контрольного прослушивания Месяц проведения Программные требования

Специальность

Технический зачёт октябрь Гамма, арпеджио, двойные ноты Чтение с листа или подбор по слуху  Этюд на различные виды техники
Академический концерт май Этюд на различные виды техники Кантиленное произведение Виртуозное произведение или произведение полифонического плана  Произведение крупной формы

Критерии оценок текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

артистичное поведение на сцене;

- увлечённость исполнением;

- художественное исполнение средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

- слуховой контроль собственного исполнения;

- корректировка игры при необходимой ситуации;

- свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

- убедительное понимание чувства формы;

- выразительность интонирования;

- единство темпа;

- ясность ритмической пульсации;

- яркое динамическое разнообразие.

Оценка «4» («хорошо»):

- незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

- недостаточный слуховой контроль собственного исполнения; 

- стабильность воспроизведения нотного текста;

- выразительность интонирования;

- попытка передачи динамического разнообразия;

- единство темпа.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

- неустойчивое психологическое состояние на сцене;

- формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

- слабый слуховой контроль собственного исполнения;

- ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологических задач;

- темпо-ритмическая неорганизованность;

- слабое реагирование на изменения фактуры, артикуляционных штрихов;

- однообразие и монотонность звучания.

Оценка «2» («неудовлетворительно»):

- частые «срывы» и остановки при исполнении;

- отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

- ошибки в воспроизведении нотного текста;

- низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

- отсутствие выразительного интонирования;

- метро-ритмическая неустойчивость.

Методические рекомендации

Девятый класс является логическим продолжением и завершением обучения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Струнные инструменты» по специальности «Виолончель». В этот период обучения происходит дальнейшее совершенствование тех исполнительских навыков, которые были заложены в предыдущих классах, значительное внимание в программе уделено техническому развитию учащегося. Работа над гаммами, арпеджио, упражнениями служит хорошей основой для развития исполнительской техники – совершенного владения всеми приёмами игры, пальцевой беглости, развития штриховой культуры, техники владения звуком. Работа над этюдами должна быть последовательной, целенаправленной и строго индивидуальной. Каждый этюд – новая ступенька в постижении мастерства игры на домре.

Наряду с изучением инструктивного материала музыкальное воспитание обучающегося по-прежнему происходит при работе над музыкальным произведением. В программе предлагается примерный перечень произведений, различных по уровню сложности и исполнительским задачам, рекомендуемых для исполнения на академическом концерте, итоговом экзамене. Индивидуальный подход в обучении допускает выбор произведений разной сложности в зависимости от уровня освоения программы в предшествующих классах.

Для большей заинтересованности обучающихся в занятиях преподавателю нужно поощрять такие личностные качества, как творческая инициатива, самостоятельность, стремление к лидерству. Активная концертная деятельность, участие в конкурсах способствуют их развитию и закреплению.

В девятом классе преподаватель отводит особую роль в воспитании артистических навыков: исполнительской свободе, уверенности, эмоциональности в передаче музыкальных образов. Посещение концертов интересных музыкантов должно стать обязательным условием обучения, т.к. слушание музыки в хорошем исполнении развивает музыкальное мышление, будит фантазию, накапливает впечатления, расширяет музыкальный кругозор и вообще благоприятно влияет на творческую атмосферу в классе преподавателя так необходимой для воспитания новых талантов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: