Латиноамериканская интеграция

В 50-е го­ды в Ла­тин­ской Аме­ри­ке воз­ник­ла тео­рия “пе­ри­фе­рий­ной эко­но­ми­ки”.

Ла­ти­но­аме­ри­кан­ская ас­со­циа­ция ин­те­гра­ции (ЛАИ) - круп­ная ин­те­гра­ци­он­ная груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1980 го­ду, за­ме­ни­ла су­ще­ст­во­вав­шую до это­го ЛАСТ, ко­то­рая про­су­ще­ст­во­ва­ла с 1961 по 1980 год.

Цель ЛАИ: соз­да­ние ла­ти­но­аме­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка на ба­зе уже сло­жив­ше­го­ся в го­ды су­ще­ст­во­ва­ния ЛАСТ (ЗСТ).

Чле­на­ми ор­га­ни­за­ции яв­ля­ют­ся 11 стран, под­раз­де­ляю­щие­ся на 3 груп­пи­ров­ки:

- бо­лее раз­ви­тые (Ар­ген­ти­на, Бра­зи­лия, Мек­си­ка);

- сред­ний уро­вень (Ве­не­су­эла, Ко­лум­бия, Пе­ру, Уруг­вай, Чи­ли);

- наи­ме­нее раз­ви­тые (Бо­ли­вия, Па­ра­гвай, Эк­ва­дор).

Чле­ны ЛАИ за­клю­чи­ли ме­ж­ду со­бой со­гла­ше­ние о пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ле, и ме­нее раз­ви­тым стра­нам со сто­ро­ны бо­лее раз­ви­тых пре­дос­тав­ля­ют­ся пре­фе­рен­ции.

Выс­шим ор­га­ном ЛАИ яв­ля­ет­ся Со­вет ми­ни­ст­ров ино­стран­ных дел, ис­пол­ни­тель­ный ор­ган - Кон­фе­рен­ция оце­нок и сбли­же­ния - изу­ча­ет уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, воз­мож­ные на­прав­ле­ния ин­те­гра­ции, ее воз­дей­ст­вие на эко­но­ми­ку, раз­ра­ба­ты­ва­ет ста­дии и за­да­чи ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов; со­би­ра­ет­ся 1 раз в год. По­сто­ян­ный ор­ган - Ко­ми­тет пред­ста­ви­те­лей. Штаб-квар­ти­ра - в Мон­те­ви­део (Уруг­вай).

В ее рам­ках ЛАИ об­ра­зо­ва­ны:

1) Анд­ская груп­па

2) Ка­риб­ское со­об­ще­ст­во (КА­РИ­КОМ) - ко­то­рая рань­ше на­зы­ва­лась Ка­риб­ская ас­со­циа­ция сво­бод­ной тор­гов­ли

3) Цен­траль­ноаме­ри­кан­ский об­щий ры­нок (CACM), Центральноамериканский Парламент

4) Ла­ти­но­аме­ри­кан­ская эко­но­ми­че­ская сис­те­ма (ЛА­ЭС)

5) МЕР­КО­СУР (ин­те­гра­ция стран юж­но­го ко­ну­са)

 

Латиноамерика́нская экономи́ческая систе́ма (ЛАЭС) Latin American Economic System (LAES, SELA) – региональная экономическая организация, в которую входят 26 латиноамериканских стран (в Латинской Америке все­го 37 го­су­дарств). Договор о создании подписан в 1975. Образованная для содействия экономической и социальной интеграции между странами Латинской Америки и Карибского бассейна; страны-участницы: Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Доминиканская республика, Эквадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Венесуэла. Штаб-квартира в Каракасе (Венесуэла).

Цель: раз­ра­бот­ка ско­ор­ди­ни­ро­ван­ной по­ли­ти­ки в об­лас­ти сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, про­из­вод­ст­ва про­до­воль­ст­вия, раз­ра­бот­ка и реа­ли­за­ция об­щих пла­нов раз­ви­тия энер­ге­ти­ки, ма­ши­но­строе­ния, ва­лют­но-фи­нан­со­вой ин­те­гра­ции (об­ра­зо­ван Ла­ти­но­аме­ри­кан­ский банк). Задачи ЛАЭС - координация планов развития, содействие интеграционным процессам и осуществлению экономических проектов и исследований, консультации и обмен информацией между участниками.

ЛА­ЭС вы­сту­па­ет за об­щую стра­те­гию раз­ви­тия внеш­не­эко­но­ми­че­ских свя­зей с США. Блок, имею­щий дос­та­точ­но ем­кий ры­нок, по­ка­зал наи­мень­шую эф­фек­тив­ность круп­ных груп­пи­ро­вок. Бо­лее эф­фек­тив­ны­ми ока­за­лись суб­ре­гио­наль­ные мел­кие груп­пи­ров­ки.

Андское сообщество (группа, пакт англ. Andean Community) создано 1969 году на основе Картахенского соглашения как субрегиональное объединение внутри Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора. С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла (вышла из сообщества 2011 году).

Высший орган – комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран. Совет министров иностранных дел – орган политического сотрудничества – координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие.

Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза – Боливии и Эквадору.

Цели – индустриализация, ускорение экономического развития стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; координация их экономической политики, ускорению экономического роста и обеспечению занятости; повышение степени независимости от промышленных держав, замена значительной части торговли с США внутризональным товарообменом, создание латиноамериканского общего рынка.

Основные направления Андской группы сводятся к:

- выработке единой экономической политики;

- гармонизации законодательства;

- установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Консультационный Совет частных предпринимателей и Андский институт труда.

В 1990 году была принята «Андская стратегия», «Акт мира» (реализацию этапов: зона свободной торговли, таможенный союз, создания Андского общего рынка, ограничить влияние иностранных монополий), при­нят до­ку­мент «Об­щий ре­жим в отноше­нии ино­стран­но­го ка­пи­та­ла, то­вар­ных ма­рок, па­тен­тов и ли­цен­зий» (ре­ше­ние 24-х). Главным элементом перестройки станет замена Совета картахенского договора - основного исполнительного органа, на Генеральный секретариат - более компактный рабочий орган, подчиняющийся Андскому президентскому совет. Осо­бен­но­стью всех ла­ти­но­аме­ри­кан­ских груп­пи­ро­вок яв­ля­ет­ся хо­ро­шо от­ла­жен­ная ин­сти­ту­цио­наль­ная струк­ту­ра.

 

КА­РИ­КОМ -наи­бо­лее ус­той­чи­вая груп­пи­ров­ка, соз­дан­ная в 1973 го­ду, на ос­но­ве до­го­во­ра, под­пи­сан­но­го в Три­ни­дад и То­ба­го. Вклю­ча­ет 16 стран Ка­риб­ско­го бас­сей­на и в от­ли­чие от всех ин­те­гра­ци­он­ных груп­пи­ро­вок объ­е­ди­ня­ет не толь­ко не­за­ви­си­мые го­су­дар­ст­ва, но и за­ви­си­мые тер­ри­то­рии.

КА­РИ­КОМ ос­но­ван на ра­нее соз­дан­ной ЗСТ. В нем су­ще­ст­ву­ют раз­лич­ные суб­ре­гио­наль­ные от­де­ле­ния; наи­бо­лее про­дви­ну­ты­ми с точ­ки зре­ния ре­гио­наль­ной ин­те­гра­ции яв­ля­ют­ся:

Ка­риб­ский об­щий ры­нок в рам­ках КА­РИ­КОМ, где пол­но­стью ли­к­ви­ди­ро­ва­ны тор­го­вые ог­ра­ни­че­ния ме­ж­ду Бар­ба­до­сом, Три­ни­да­дом и То­ба­го, Гай­а­ной, Ямай­кой и Ан­ти­гуа. Эти стра­ны одоб­ри­ли еди­ный та­мо­жен­ный та­риф по от­но­ше­нию к то­ва­рам треть­их стран, т.е. это фак­ти­че­ски та­мо­жен­ный со­юз, в ос­но­ве ко­то­ро­го ле­жат про­мыш­лен­но-сырь­е­вые то­ва­ры. Треть вза­им­ной тор­гов­ли со­став­ля­ют неф­те­про­дук­ты.

Вос­точ­но-ка­риб­ский об­щий ры­нок, вклю­чаю­щий в се­бя наи­ме­нее раз­ви­тые стра­ны; в нем на­блю­да­ет­ся тен­ден­ция к соз­да­нию об­щей ва­лю­ты и со­вме­ст­но­го ЦБ.

В 1970-80-е го­ды КА­РИ­КОМ ис­пы­ты­вал кри­зис­ные яв­ле­ния, свя­зан­ные с неф­тя­ным и об­ще­эко­но­ми­че­ским кри­зи­са­ми, уве­ли­чив­ши­ми внеш­нюю за­дол­жен­ность. В на­стоя­щий мо­мент про­ис­хо­дят по­зи­тив­ные пе­ре­ме­ны.

1992 год - рез­кое па­де­ние та­мо­жен­ных по­шлин (при­бли­зи­тель­но на 70%), осо­бен­но удач­но идет ин­те­гра­ция в об­лас­ти ре­гу­ли­ро­ва­ния с/х про­из­вод­ст­ва (до­ку­мент “Вре­мя дей­ст­во­вать”). Бы­ла пред­ло­же­на но­вая мо­дель ин­те­гра­ции на ос­но­ве тен­ден­ции к ос­лаб­ле­нию го­су­дар­ст­вен­но­го вме­ша­тель­ст­ва.

1995 год - сво­бод­ное пе­ре­ме­ще­ние гра­ж­дан, от­ме­на пас­порт­но­го ре­жи­ма.

 

МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу. Наблюдатели Мексика

История.

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай. В мар­те 1991 го­да 4 стра­ны под­пи­са­ли Асун­сь­он­ский до­го­вор, ко­то­рый ле­га­ли­зи­ро­вал МЕР­КО­СУР.

Основными административными органами объединения являются Со­вет об­ще­го рын­ка - за­ко­но­да­тель­ный и кон­суль­та­тив­ный ор­ган, Груп­па об­ще­го рын­ка - ис­пол­ни­тель­ный ор­ган, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум, Административный секретариат, Ар­бит­раж­ный суд. Основной принцип деятельности высших органов Меркосур - консенсус.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

Цель МЕР­КО­СУР:

- сво­бод­ное дви­же­ние фак­то­ров про­из­вод­ст­ва;

- еди­ная та­мо­жен­ная политика;

- координация по­ли­ти­к в об­лас­ти с/х, на­ло­го­вой, де­неж­ной и в за­ко­но­да­тель­ной сфере;

- уве­ли­чить кон­ку­рен­то­спо­соб­ность стран-уча­ст­ниц.

Не­дос­тат­ки МЕР­КО­СУР: раз­но­род­ная по­ли­ти­че­ская струк­ту­ра стран-уча­ст­ниц, сме­на по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов, в стра­нах идут ре­фор­мы - все это вме­сте ме­ша­ет нор­маль­но­му хо­ду про­цес­са ин­те­гра­ции.

Центральноамериканский общий рынок (The Central American Common Market (CACM), - торгово-экономический союз стран Центральной Америки.

Соглашение о создании общего рынка Гватемалы, Сальвадора, Гондураса и Никарагуа было заключено 13 декабря 1960 г. на конференции в Манагуа. Соглашение было ратифицировано и начало действовать в 1961 г. В 1963 к соглашению присоединилась Коста-Рика. Организация распалась в 1969 из-за Футбольной войны между Гондурасом и Сальвадором, но была восстановлена в 1991.

Страны-участники: Гватемала • Гондурас • Коста-Рика • Никарагуа • Сальвадор

Центральноамериканский Парламент, также известный как PARLACEN - политическая учреждение, посвященный интеграции Центральной Америки стран. Ее штаб-квартира находится в Гватемала-Сити.

Одна из задач PARLACEN в качестве регионального политического форума является анализ основных условий для демократии, мира и интеграции Центральной Америки, продвижении прав человека и международного права.

Страны PARLACEN: Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Доминиканская Республика

Панама объявила о своем уходе из PARLACEN, хотя 12 делегатов, избранных в 2009 году будет продолжаться работу до 2014 года.

Союз южноамериканских наций (англ. Union of South American Nations, исп. Unión de Naciones Suramericanas (UNASUR) - региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки, созданная 8 декабря 2004 года.

Подписание декларации о создании новой организации состоялось на саммите 12 государств в Куско (Перу). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам.

Гайана и Суринам подписали декларацию, но отложили своё вступление в Южноамериканское сообщество наций на неопределённый срок. В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза — в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.

 

Интеграция в АТР ( Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ский регион )

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - форум 21 экономики Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений. Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.

В странах-членах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.

В 1965 году возникла концепция создания интеграционной группировки. Практическая реализация концепции пришлась на конец 1980-х. С се­ре­ди­ны 1980-х го­дов происходит ин­тен­си­фи­ка­ция внут­рен­них по­то­ков то­ва­ров, ка­пи­та­лов и фи­нан­со­вой по­мо­щи, ин­тер­на­цио­на­ли­за­ция хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни. Воз­рос­ла внут­рен­няя тор­гов­ля, до­ля внут­рен­них ин­ве­сти­ций.

Специфика экономической интеграции в АТР заключается в том, что ре­шаю­щи­ми яв­ля­ют­ся ин­те­гра­ци­он­ные про­цес­сы на суб­ре­гио­наль­ном уров­не, ко­то­рые мо­гут иметь ор­га­ни­за­ци­он­но по­ли­ти­че­ские фор­мы. Сре­ди ин­сти­ту­цио­наль­ных объ­е­ди­не­ний вы­де­ля­ют­ся: 1. АСЕ­АН

 2. АН­ЗСЕР­ТА (Ав­ст­ра­лия и NZ)

 3. Тре­уголь­ни­ки эко­но­ми­че­ско­го рос­та: Боль­шой Ки­тай - КНР, Гон­конг, Тай­вань.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. A ssociation of S outh E ast A sian N ations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 8 августа 1967 г. в Бангкоке вместе с подписанием «Декларации АСЕАН», более известной как «Бангкокская декларация». Договорное оформление АСЕАН произошло лишь в 1976 году в подписанных на острове Бали Договоре о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларации согласия АСЕАН.

Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов, который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. Саммит обычно длится 3 дня и сопровождается встречами с партнёрами организации по региону. В качестве руководящего и координирующего органа выступают ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД), которые берут своё начало из периода, когда саммиты проходили раз в три года и СМИД проходили на год ранее, подготавливая будущую встречу. Также ежегодно проходят совещания министров финансов и периодически министров экономики и сельского хозяйства, однако важнейшие их решения подлежат утверждению министров иностранных дел. Повседневное руководство осуществляется постоянным комитетом в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Постоянный Секретариат расположен в Джакарте и возглавляется Генеральным секретарём (на ноябрь 2008 г. – бывший министр иностранных дел Таиланда Сурин Питсуван). Также работа ведётся в 29 комитетах, 122 рабочих группах, что позволяет проводить ежегодно более 300 мероприятий в рамках АСЕАН.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор[1].

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

АСЕАН - самая влиятельная группировка среди развивающихся стран. Первоначально в ее состав входило 5 стран: Сингапур, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия. В 1984 году присоединился Бруней. В 1995 году – Вьетнам.

Эко­но­ми­че­ское со­труд­ни­че­ст­во на­ча­ло раз­ви­вать­ся с 1976 го­да (Дек­ла­ра­ция со­гла­сия и про­грам­ма дей­ст­вий) по 4 сфе­рам:

1) пре­фе­рен­ци­аль­ный дос­туп то­ва­ров в ра­мах вза­им­ной тор­гов­ли;

2) со­труд­ни­че­ст­во в сфе­ре тор­гов­ли;

3) про­из­вод­ст­вен­ное со­труд­ни­че­ст­во;

4) эко­но­ми­че­ские свя­зи - вы­ра­бот­ка об­щей по­зи­ции по эко­но­ми­че­ским про­бле­мам, пред­став­ляю­щим об­щий ин­те­рес для всех чле­нов.

1977 год - соз­да­ние зо­ны пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли.

1987 год - пер­вый про­ект соз­да­ния зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли.

1989 год - кон­цеп­ция соз­да­ния тре­уголь­ни­ков эко­но­ми­че­ско­го рос­та. В “Юж­ный тре­уголь­ник” во­шли: Син­га­пур, Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия.

1992 год - Син­га­пур­ский сам­мит стран уча­ст­ниц АСЕ­АН, на ко­то­ром при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли АВ­ТА.

В этом направлении действуют такие страны как Ма­лай­зия, Ин­до­не­зия, Фи­лип­пи­ны, Таи­ланд.

Ко­нец 1994 го­да - встре­ча ми­ни­ст­ров эко­но­ми­ки стран АСЕ­АН - ре­ши­ли при­нять вто­рую про­грам­му (с вклю­че­ни­ем в спи­сок пре­фе­рен­ци­аль­ной тор­гов­ли с/х сы­рья).

Од­на­ко не­дос­тат­ком яв­ля­ет­ся то, что уча­ст­ни­ки не не­сут ни­ка­ких юри­ди­че­ских обя­за­тельств друг пе­ред дру­гом в рам­ках этих до­го­во­рен­но­стей, имеется боль­шой раз­рыв в уров­нях раз­ви­тия, низ­кий удель­ный вес вза­им­ной тор­гов­ли - 15 % (2/3 из ко­то­рых - тор­гов­ля ме­ж­ду Ма­лай­зи­ей и Син­га­пу­ром).

Ос­нов­ной эко­но­ми­че­ский эф­фект:

- соз­да­ние круп­но­го объ­е­ди­нен­но­го рын­ка

- сти­му­ли­ро­ва­ние ин­ве­сто­ров треть­их стран вкла­ды­вать ка­пи­тал в АСЕ­АН.

Южно-Азиатская ассоциация регионального сотрудничества, СААРК (англ. South Asian Association for Regional Cooperation - SAARC) - экономико-политическая организация восьми стран в Южной Азии. По численности населения является самой крупной региональной организацией, насчитывая почти 1,5 млрд жителей. Была образована в декабре 1985 года для обеспечения сотрудничества в социально-экономической сфере государствами Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Индия и Шри Ланка. В апреле 2007 г. на 14-м саммите СААРК в качестве восьмого участника к организации присоединился Афганистан. В настоящее время штаб-квартира организации находится в Катманду (Непал).

Члены: Афганистан • Бангладеш • Бутан • Индия • Мальдивы

Непал • Пакистан • Шри-Ланка, Наблюдатели: КНР • Япония • Европейский союз • Иран • Южная Корея • США

 

Южнотихоокеанское соглашение о региональной торговле и экономическом сотрудничестве (англ. South Pacific Regional Trade and Economic Cooperation Agreement (SPARTECA) — региональное торговое соглашение, подписанное в 1981 году между Австралией, Новой Зеландией и странами Южнотихоокеанского форума, в соответствии с которым Австралия и Новая Зеландия предоставляют беспошлинный или льготный тарифный режим для широкого круга товаров, произведённых в развивающихся странах-членах Форума тихоокеанских стран. Основной статьёй экспорта для стран Океании стала прежде всего продукция текстильной промышленности.

Подписание данного соглашения оказало положительное влияние на развитие текстильной промышленность в странах-участниках SPARTECA, например, Фиджи, для которой экспорт продукции текстильной промышленности составляет около 26% всего экспорта страны.

В Форум Тихоокеанских Островов - межправительственные организация, которая направлена на расширение сотрудничества между независимых странах в Тихий Океан. Он был основан в 1971 году, как Южно-Тихоокеанского Форума. В 1999 году, название было изменено; Форум Тихоокеанских Островов более содержателен Форума Океания- spanning членство как Северной, так и Южной части Тихого океана островных стран и Австралия. Он является официальным наблюдателем на Организации Объединенных Наций.

Миссия Форума тихоокеанских островов “для работы в поддержку Форума, правительства стран-членов, в целях повышения экономического и социального благосостояния народа Южной части Тихого океана путем налаживания сотрудничества между правительствами, а также между международными учреждениями, и, представляя интересы Форум членами в целях, согласились на Форуме”. Его решения выполняются на Секретариат Форума Тихоокеанских Островов (ФОП), который вырос из Южнотихоокеанского бюро Экономического Сотрудничества (SPEC). А также его роль в гармонизации региональных позиций по различным политическим вопросам и вопросам политики, секретариат Форума имеет технических программ в области экономического развития, транспорта и торговли. Форум тихоокеанских островов секретарь постоянного председателя Совет Региональных Организаций в Тихоокеанском регионе (УРОЖАЯ).[1]

Австралия и Новая Зеландия, как правило, больше и богаче, чем другие страны, которые составляют остальную часть форума, население Австралии составляет примерно вдвое выше, чем в других 15 членов, Объединенных и ее экономика более чем в пять раз большую. Они являются важными донорами и большие рынки для экспорта из других стран. Военные и полицейские силы, а также гражданского персонала Форум государств, главным образом в Австралии и Новой Зеландии, недавно были частью региональных миротворческих и стабилизационных операций в других государствах, в частности, Соломоновы острова (2003 -), Науру (2004-2009 гг.), Тонга (2006). Такие региональные усилия, утвержденной Biketawa Декларации, которая была принята на 31-й Саммит Руководителей Форума тихоокеанских островов, состоявшейся в Кирибати в октябре 2000 года.

Государства-члены

Австралия (AU) Кирибати (KI) Палау (PW) Острова Кука (CK)
Маршалловы Острова (MH) Новая Зеландия (NZ) Папуа-Новая Гвинея (PG) Соломоновы Острова (SB)
Микронезия (FM) Науру (НР) Тонга (К) Тувалу (ТВ)
Ниуэ (NU) Самоа (WS) Вануату (VU)  

АН­ЗСЕР­ТА – соглашение об углублении торгово-экономического сотрудничества между Австралией и Новой Зеландией (фактически это соглашение о зоне свободной торговли).

1983 год - под­пи­са­но со­гла­ше­ние о соз­да­нии зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли (ЗСТ) к 1995 г.

1988 год - сня­ты по­шли­ны.

1990 год - сня­ты ко­ли­че­ст­вен­ные ог­ра­ни­че­ния, ан­ти­дем­пин­го­вые про­це­ду­ры, гар­мо­ни­за­ция на­цио­наль­ных стан­дар­тов и та­мо­жен­ных пра­вил, уст­ра­не­на прак­ти­ка пре­фе­рен­ций к сис­те­ме го­су­дар­ст­вен­ных за­ку­пок и за­ка­зов.

Со­гла­ше­ние в боль­шей сте­пе­ни име­ет ре­гио­наль­ный эф­фект, т.к. ос­нов­ны­ми парт­не­ра­ми этих двух стран яв­ля­ют­ся го­су­дар­ст­ва ЮВА (до 60% то­ва­ро­обо­ро­та). Это со­гла­ше­ние, к ко­то­ро­му мо­жет при­сое­ди­нить­ся лю­бое го­су­дар­ст­во. Бы­ла вы­дви­ну­та идея о вклю­че­нии в АН­ЗСЕР­ТА го­су­дарств юга Ти­хо­го Океа­на, или соз­да­нии об­щей зо­ны со­труд­ни­че­ст­ва и т.д., что труд­но осу­ще­ст­вить вслед­ст­вие раз­ни­цы в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стран Океании.

Перспективы экономической интеграции заключаются в соз­да­нии еди­но­го внут­рен­не­го рын­ка, а следовательно, ли­бе­ра­ли­за­ции рын­ка ка­пи­та­лов, гар­мо­ни­за­ции на­ло­го­вой и про­мыш­лен­ной по­ли­ти­ки, ко­ор­ди­на­ции мак­ро­эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки, вве­де­нии еди­ной ва­лю­ты.

Общерегиональный уровень.

1989 год - соз­да­ние фо­ру­ма Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва APEC (in English) АТЭС (по-рус­ски). Пер­во­на­чаль­но в со­став во­шли 12 стран: США, Ка­на­да, Ав­ст­ра­лия, NZ, Япо­ния, Рес­пуб­ли­ка Ко­рея и 6 стран, чле­нов АСЕ­АН. В 1991 го­ду при­сое­ди­ни­лись КНР, Гон­конг, Тай­вань; в 1993 - Мек­си­ка, Па­пуа Но­вая Гви­нея; в 1994 го­ду - Чи­ли. На до­лю стран этой груп­пи­ров­ки при­хо­дит­ся:

 - 50% ВВП (ми­ро­во­го)

 - 50% ми­ро­во­го экс­пор­та то­ва­ров

 - 40% на­се­ле­ния

 - 31% тер­ри­то­рии Зем­ли.

В 1993 го­ду соз­да­на ти­хо­оке­ан­ская биз­нес сеть, осу­ще­ст­в­ле­но 10 про­ек­тов:

- соз­да­ние тех­но­пар­ков (для пе­ре­да­чи тех­но­ло­гий раз­ви­ваю­щим­ся стра­нам);

- под­го­тов­ка кад­ров;

- об­мен ин­фор­ма­ци­ей в сфе­ре тор­гов­ли и ин­ве­сти­ций;

- от­ме­на ко­ли­че­ст­вен­ных ог­ра­ни­че­ний в сфе­ре тек­стиль­ной про­мыш­лен­но­сти;

- ин­ве­сти­ци­он­ный ко­декс - с це­лью пре­дос­тав­ле­ния га­ран­тий по вло­же­ни­ям для ин­ве­сто­ров и при­вле­че­ния ка­пи­та­лов из треть­их стран.

Но­ябрь 1994 го­ду - сам­мит в /Бо­го­ре/ при­ня­то ре­ше­ние о соз­да­нии ти­хо­оке­ан­ской зо­ны сво­бод­ной тор­гов­ли:

2010 год - для про­мыш­лен­но раз­ви­тых стран (для Япо­нии ис­клю­че­ние - срок мо­жет быть про­длен до 2020 го­да);

2015 - для НИС;

2020 - для ос­таль­ных стран.

Но­ябрь 1995 го­да - сам­мит в Оса­ке - при­ня­та про­грам­ма соз­да­ния ЗСТ в Ти­хом Океа­не: на­ча­ло - 1997 год, ос­нов­ные на­прав­ле­ния ра­бо­ты:

 сни­же­ние по­шлин;

 ли­бе­ра­ли­за­ция тор­гов­ли ус­лу­га­ми;

 гар­мо­ни­за­ция про­мыш­лен­ных стан­дар­тов.

На сам­ми­те в но­яб­ре 1996 го­да пла­ни­ру­ет­ся раз­ра­бо­тать кон­крет­ные фор­мы и ме­то­ды соз­да­ния ЗСТ и т.д.

 

Спе­ци­фи­ка ин­те­гра­ции в АТР:

1. В АТР про­ис­хо­дит про­цесс уг­луб­ле­ния хо­зяй­ст­вен­ной ин­тер­на­цио­на­ли­за­ции на ба­зе ин­тен­си­фи­ка­ции внут­ри­ре­гио­наль­ных по­то­ков то­ва­ров и ка­пи­та­лов.

2. Со­хра­няю­щие­ся раз­ли­чия в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии стран да­ют воз­мож­ность уг­луб­ле­нию суб­ре­гио­наль­ных ин­те­гра­ци­он­ных про­цес­сов в рам­ках стран, имею­щих при­бли­зи­тель­но рав­ные уров­ни эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия.

3. Суб­ре­гио­наль­ная ин­те­гра­ция име­ет спе­ци­фи­ку, что свя­за­но с воз­мож­но­стью при­да­ния ор­га­ни­за­ци­он­но-по­ли­ти­че­ских форм про­ис­хо­дя­щим прцес­сам.

4. Силь­ные по­зи­ции за­ни­ма­ют в ре­гио­не США, Япо­ния, КНР. Они мо­гут быть ини­циа­то­ра­ми соз­да­ния эко­но­ми­че­ской груп­пи­ров­ки, в том чис­ле и на об­ще­ре­гио­наль­ном уров­не.

5. Затруднено соз­да­ние ре­гио­наль­ной эко­но­ми­че­ской груп­пи­ров­ки в АТР с ме­ха­низ­мом над­на­цио­наль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, учи­ты­вая как гео­гра­фи­че­ские ус­ло­вия, так и эко­но­ми­ко-по­ли­ти­че­ские фак­то­ры.

6. Воз­мож­ность соз­да­ния ши­ро­ко­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва со сво­бод­ным дви­же­ни­ем то­ва­ров и ка­пи­та­лов.

7. В АТР ши­ро­ко рас­про­стра­нен прин­цип от­кры­то­го ре­гио­на­лиз­ма (по при­ме­ру ВТО).

 

Африка

Африка́нский сою́з (сокращённо АС) — международная межправительственная организация, объединяющая 54 государства Африки, правопреемник Организации африканского единства (ОАЕ). Основана 9 июля 2002 года. Важнейшие решения в рамках организации принимаются на Ассамблее Африканского союза — собрании глав государств и правительств государств — членов организации, которое проводится раз в полгода. Секретариат Африканского союза и Комиссия Африканского союза расположены в Аддис-Абебе, столице Эфиопии. В феврале 2009 года было принято решение о преобразовании Комиссии Африканского союза в Полномочный орган Африканского союза (англ. African Union Authority). В январе 2011 года Азербайджан получил статус наблюдателя в Африканском Союзе.

Со­труд­ни­че­ст­во и ин­те­гра­ция су­ще­ст­вен­но от­ли­ча­ют­ся от по­доб­ных про­цес­сов в дру­гих ре­гио­нах. С 50-60-х го­дов да и в на­стоя­щее вре­мя су­ще­ст­ву­ет идея об­ще кон­ти­нен­таль­но­го под­хо­да к ин­те­гра­ции, при этом на про­тя­же­нии 60-80-ых го­дов аф­ри­кан­ские тео­ре­ти­ки раз­ви­ва­ли идею опо­ры на соб­ст­вен­ные си­лы, т.е. ин­те­гра­ция долж­на по­зво­лить ос­во­бо­дить­ся от влия­ния ПРС, вы­вес­ти из не­эк­ви­ва­лент­но­го об­ме­на. Од­на­ко ре­зуль­та­ты бы­ли не­зна­чи­тель­ны, ин­те­гра­ция бы­ла за­труд­не­на.

До­ля внут­ри­ре­гио­наль­ной тор­гов­ли на 1993 год со­став­ля­ла при­бли­зи­тель­но 5%. Это вы­зва­но ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми эко­но­мик аф­ри­кан­ских стран:

* мо­но­куль­тур­ность;

* од­но­тип­ность эко­но­ми­че­ских струк­тур.

В 1991 го­ду бы­ло под­пи­са­но со­гла­ше­ние об Аф­ри­кан­ском эко­но­ми­че­ском со­об­ще­ст­ве, ко­то­рое бы­ло ра­ти­фи­ци­ро­ва­но в 1994 го­ду.

Цель: соз­да­ние эко­но­ми­че­ско­го сою­за, как выс­шей це­ли ин­те­гра­ции.

На­ме­че­но прой­ти 6 ста­дий:

- фор­ми­ро­ва­ние пан­аф­ри­кан­ской ЗСТ

- та­мо­жен­ный со­юз

- об­щий ры­нок

- еди­ный ва­лют­ный со­юз

На­ме­че­но, что пе­ре­ход­ный пе­ри­од со­ста­вит 34 го­да (до 2025 го­да).

Ре­гио­наль­ное со­труд­ни­че­ст­во раз­ви­ва­ет­ся че­рез суб­ре­гио­наль­ные груп­пи­ров­ки.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) (англ. The Economic Community of West African States (ECOWAS)) — региональный союз стран Западной Африки. Блок имеет собственные коллективные вооруженные силы ECOMOG.

Штаб-квартира ЭКОВАС расположена в Абудже (Нигерия).

ЭКО­ВАС - эко­но­ми­че­ское со­об­ще­ст­во го­су­дарств в За­пад­ной Аф­ри­ке, соз­да­но в 1975 го­ду. В состав ЭКОВАС входят 15 государств: Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кот-д’Ивуар, Кабо-Верде, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того.

Це­ли:

соз­да­ние в те­че­ние 15 лет аф­ри­кан­ско­го об­ще­го рын­ка;

про­ве­де­ние со­вме­ст­ной эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки.

борьба с бедностью;

обеспечения мира и безопасности в «горячих точках» (Либерия, Гвинея-Бисау), борьба с преступностью и незаконным распространением легкого стрелкового оружия, разоружение, борьба с контрабандой. Для этого была создана Группа мониторинга.

В рам­ках этой ор­га­ни­за­ции соз­дан Фонд со­труд­ни­че­ст­ва, ком­пен­са­ции и раз­ви­тия. Та­мо­жен­ные по­шли­ны бы­ли от­ме­не­ны на 80% взаи­мо­по­став­ляе­мой про­дук­ции, но внут­ри­ре­гио­наль­ный обо­рот ме­ж­ду уча­ст­ни­ка­ми со­став­ля­ет все­го 5%, на этом ос­но­ва­нии мож­но ут­вер­ждать, что зна­че­ние груп­пи­ров­ки не ве­ли­ко. Боль­шое зна­че­ние в рам­ках ЭКО­ВАС име­ли про­ек­ты в об­лас­ти элек­тро­энер­ге­ти­ки, в гор­но­до­бы­ваю­щей про­мыш­лен­но­сти, до­рож­ном строи­тель­ст­ве. Был ус­та­нов­лен сво­бод­ный ре­жим пе­ре­ме­ще­ния гра­ж­дан и их иму­ще­ст­ва, соз­дан банк с ус­тав­ным фон­дом в 100 млн. $.

Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) было основано 28 мая 1975, когда 16 стран Западной Африки подписали Лагосское соглашение. Целью создания Сообщества является продвижение экономической интеграции стран региона. В 2002 г. состав ЭКОВАС покинула Мавритания.

В 2004 году министрами обороны Сообщества были одобрены предложения по созданию к 2010 году боеспособного миротворческого контингента ЭКОВАС, в который войдут силы постоянной готовности (1,5 тыс.чел.) и основная миротворческая бригада (5 тыс.чел.).

Фактически находятся на стадии формирования зоны свободной торговли.

Структура Высшим органом управления является Конференция глав государств и правительств. Также ЭКОВАС имеет Парламент, Суд, Экобанк, Экономический и социальный совет, комиссии (по торговле, таможенной политике и т. д.)

Было сделано

· создание транспортной и энергетической инфраструктуры (строительство железнодорожной линии, автомагистрали, газопровода);

· мораторий на импорт, экспорт и производство легкого стрелкового оружия;

· введение туристских чеков, принимаемых к оплате всеми банками сообщества, достоинством 5, 10, 20, 50 и 100 ЗАРЕ (западноафриканская расчётная единица).

В перспективе

· создание федерации западноафриканских государств;

· введение унифицированного паспорта (единого гражданства);

· введение единой валюты «эко»;

· стандартизация дипломов об образовании;

· морская, наземная и рыболовная инфраструктура (создание энергетического пула).

Основные проблемы на пути к развитию:

· главная помеха — отсутствие эффективной системы платежей;

· несогласованность таможенных инструкций (что приводит к контрабанде);

· многие требования союза (например, приведение дефицита бюджета к уровню ВВП менее 4 %) являются для большинства стран-членов труднодостижимыми;

· нестабильность политической обстановки;

· гражданские войны;

· неопределённость регионально-правового статуса организации.

В настоящее время уровень и объем торговли между странами предельно низок.

Экономи́ческое соо́бщество стра́н Центра́льной А́фрики (ЭКОЦАС) (фр. Communauté économique des États de l’Afrique centrale, англ. Economic Community of Central African States) — торгово-экономический союз стран Центральной Африки. Экономическое сообщество стран Центральной Африки было образовано в 1994 году на базе Таможенного и экономического союза Центральной Африки. Основная цель создания Сообщества — содействие региональной интеграции путем гармонизации экономической и валютной политики. Страны — члены союза: Ангола, Бурунди, Камерун, Центральноафриканская Республика, Республика Конго, Демократическая Республика Конго, Габон, Экваториальная Гвинея, Сан-Томе и Принсипи, Чад. Часть стран союза используют общую валюту — Франк КФА.

Восточноафриканское сообщество (ВАС) (англ. The East African Community (EAC)) — Межправительственная организация, включающая в себя пять восточноафриканских стран (Бурунди, Кения, Руанда, Танзания и Уганда).[1] Нынешним председателем Восточно-Африканского сообщества является Пьер Нкурунзиза, президент Республики Бурунди. ВАС было основано в 1967 году, прекратило существование в 1977 году и было официально возрождено 7 июля 2000 года.[2] В 2008 году после переговоров с Сообществом развития Юга Африки (САДК) и Экономическим сообществом стран Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), ВАС согласился расширить зону свободной торговли и включить государства-члены всех трех сообществ. ВАС является одним из столпов Африканского экономического сообщества.

ВАС является потенциальным предшественником для создания Восточно-Африканской Федерации. В 2010 году ВАС запустила свой собственный общий рынок товаров, труда и капитала в регионе, с целью единой валюты к 2012 году и полной политической федерации к 2015 году.[3]

Страны-участники: Кения (с января 2001 г.), Танзания (с января 2001 г.), Уганда (с января 2001 г.), Бурунди (с ноября 2007 г.), Руанда (с ноября 2007 г.)

Регион Восточной Африки занимает площадь 1,8 миллиона квадратных километров с населением около 132 млн (июль 2009 г.) и имеет значительные природные ресурсы. В Кении и Танзании относительно мирным путем прошло обретение независимости, в отличие от войн и гражданских беспорядков, которые имели место в Руанде, Бурунди и Уганде. Сегодня, Восточная Африка стремится к поддержанию стабильности и процветания в условиях продолжающихся конфликтов в Конго и на Африканском роге. Наиболее распространенными языками Восточной Африки являются языки суахили, английский, кирунди и киньяруанда, хотя французский также распространён в Бурунди и Руанде.

Сообщество развития Юга Африки ( САДК ) (англ. Southern African Development Community (SADC)) — торгово-экономический союз стран Юга Африки, создан в 1992 году на базе Конференции по координации развития Юга Африки, сокр. САДКК (Southern African Development Coordination Conference, сокр. SADCC), образованной 11 странами субрегиона в 1980 году. Главная цель САДК — либерализация торговых связей стран-членов. В настоящее время в САДК осуществлено значительное снижение таможенных пошлин и достигнут существенный прогресс в устранении нетарифных ограничений во взаимных торговых связях. Сообщество существенно продвинулось на пути создания зоны свободной торговли.

Сообщество развития стран Южной Африки объединяет 14 стран: ЮАР, Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия, Зимбабве, Ангола, Мозамбик, Малави, Мадагаскар, Танзания, Замбия, Маврикий, Сейшельские острова - вышли из состава Сообщества в 2004г.,

 

В Общий Рынок для Восточной и Южной Африки, является зона свободной торговли с двадцати членов, протянувшись от Ливия чтобы Зимбабве. КОМЕСА образован в декабре 1994 года, заменяя Преференциальные Торговые Площади, которые существовали с 1981 года. Девять государств-членов, формируется зона свободной торговли в 2000 году (Джибути, Египет, Кения, Мадагаскар, Маврикий, Малави, Судан, Замбия и Зимбабве), с Руанда и Бурунди вступления в ССТ в 2004 году и Коморские острова и Ливии в 2006 году.

КОМЕСА-один из столпов - Африканского Экономического Сообщества,.

В 2008 году, COMESA согласился на расширение зоны свободной торговли, в том числе членов двух других африканских торгово-экономических блоков, Восточноафриканское Сообщество (EAC) и Сообщества Развития Юга Африки (САДК).

Текущий состав: Бурунди (21 декабря 1981 г.), Коморские острова (21 декабря 1981 г.), Демократическая Республика Конго (21 декабря 1981 г.), Джибути (21 декабря 1981 г.), Египет (6 января 1999 г.), Эритрея (1994), Эфиопия (21 декабря 1981 г.), Кения (21 декабря 1981 г.), Ливия (3 июня 2005 года) (в 10-м Саммите КОМЕСА), Мадагаскар (21 декабря 1981 г.), Малави (21 декабря 1981 г.), Маврикий (21 декабря 1981 г.), Руанда (21 декабря 1981 г.), Сейшельские острова (2001), Южный Судан (2011), Судан (21 декабря 1981 г.), Свазиленд (21 декабря 1981 г.), Уганда (21 декабря 1981 г.), Замбия (21 декабря 1981 г.), Зимбабве (21 декабря 1981 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: