МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для проведения практического занятия по специальной практике со специализацией 1-95 01 13-01 02 «Восстановление и строительство искусственных сооружений»
Тема 2. Опоры временных и краткосрочных мостов.
Занятие 5. Монтаж опор из имущества инвентарных мостов.
Учебные и воспитательные цели:
1. Приобретение первичных навыков по выполнению требований безопасности по охране труда и пожарной безопасности при монтаже опор инвентарных мостов.
2. Приобретение практических навыков в производстве работ по монтажу опор инвентарных мостов РЭМ-500 и НЖМ-56.
3. Формирование у обучаемых чувств ответственности за безопасные и правильные действия при выполнении задач по предназначению. А также чувств гордости за принадлежность к транспортным войскам Республики Беларусь.
Время: 270 минут
Учебно-материальное обеспечение:
1. Учебные места УПЦ ВТФ «Плоская опора РЭМ-500», «НЖМ-56».
2. Монтажный инструмент (кувалда, гаечные ключи, монтажный ломик).
3. Средства защиты (рукавицы, сигнальные жилеты, строительные каски).
|
|
Учебная литература:
1. Бобрицкий, С. М. Временное восстановление железнодорожных мостов: учеб. пособие / С. М. Бобрицкий, А. А. Поддубный, К. В. Махаев; М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2019.
2. Бобрицкий, С. М. Восстановление искусственных сооружений: учебно-методическое пособие / С. М. Бобрицкий, А. А. Поддубный; М-во транспорта и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2018.
3. Наплавной железнодорожный мост НЖМ-56: Техническое описание и инструкция по монтажу, перевозке, хранению и эксплуатации / Главное управление ЖДВ. – М.: ГУ ЖДВ, 1977.
4. Наплавной железнодорожный мост НЖМ-56: Дополнение к ттехническому описанию и инструкции по монтажу, перевозке, хранению и эксплуатации / Федеральная служба ЖДВ РФ. – М.: Воениздат, 1997.
5. Металлическая эстакада РЭМ-500: Техническое описание и инструкция по монтажу, перевозке, хранению и эксплуатации / Главное управление ЖДВ. – М.: ГУ ЖДВ, 1976.
6. Нормативы по боевой подготовке для соединений, воинских частей и подразделений транспортных войск: утвержденные приказом начальника департамента транспортного обеспечения Министерства обороны № 26 от 21.01.2007 г.
7. Коломиец, А. В. Безопасность и охрана труда на военно-транспортном факультете БелГУТа: практ. пособие. В 3 ч. Ч. II / А. В. Коломиец, К. В. Махаев; М-во образования Респ. Беларусь, Беларус. гос. у-нт трансп. – Гомель: БелГУТ, 2009.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИКА ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ
1. Учебные вопросы и расчет времени:
Учебные вопросы | Время (мин) |
I. Вводная часть: Принять доклад дежурного учебной группы. Проверить наличие курсантов, уточнить все ли готовы к предстоящему занятию. Объявить тему, цели, содержание учебных вопросов, общий порядок проведения занятия. Проверить остаточные знания по предыдущему занятию, методом устного опроса 2-3 обучающихся. Во вступительном слове, отметить актуальность темы занятия, общие требования начальника Департамента транспортного обеспечения к подготовке офицеров – мостовиков. | до 20 |
II. Основная часть (учебные вопросы): 1. Требования безопасности по охране труда и пожарной безопасности при монтаже опор инвентарных мостов. 2. Сборка и разборка плоской опоры из имущества РЭМ-500. 3. Сборка и разборка надстройки плавучей опоры из имущества НЖМ-56. | до 230 до 20 до 60 до 150 |
III. Заключительная часть: Напомнить тему, учебные цели занятия и как они достигнуты. Оценить работу курсантов в ходе занятия, объявить оценки. Ответить на возникшие вопросы курсантов. Поставить задачу на сдачу инструмента и наведение порядка на рабочем месте. Закончить занятие. | до 20 |
Методические указания руководителю для подготовки и проведения занятия
|
|
Подготовку занятия необходимо организовать в следующем порядке:
подготовка преподавателя;
подготовка обучаемых;
подготовка материального обеспечения.
Подготовка преподавателя
1. При подготовке к занятию преподавателю необходимо:
Ø уяснить название занятия и учебных вопросов;
Ø изучить учебный материал;
Ø подготовить учебно-материальное обеспечение;
Ø определить объемное содержание материала каждого учебного вопроса, выносимого на занятие, выделить те положения, которые должны быть обязательно усвоены курсантами;
Ø определить методические приемы (постановка вопросов, заставляющих курсантов рассуждать и думать, повторение, изменение интонации голоса) и метод (практическая работа с инструментом) изложения учебного материала;
Ø определить перечень вопросов, который обучаемые должны изучить самостоятельно, составить план проведения занятия и представить его на утверждение за 2–3 дня до проведения занятия;
Ø утвердить план проведения занятия.
2. Занятие 5 по теме № 2 проводится на территории учебно-полевого центра ВТФ на учебном месте в составе учебной группы.
3. В ходе занятия преподаватель отрабатывает вопросы согласно программы практики и руководствуется методическими указаниями и рекомендациями, указанными в данной методической разработке для каждого учебного вопроса, вступительной и заключительной части.
5. Основным методом при проведении занятия является инструктирование с показом отдельных моментов и объяснением, а также практическая работа с ручным плотничным инструментом.
Подготовка обучаемых
В часы самостоятельной подготовки:
изучить рекомендованную литературу и справочный материал по данной теме;
составить план изучения учебных вопросов занятия;
подготовить конспекты;
выучить основные термины и определения по тематике занятия;
подготовка к предстоящим занятиям; участие в научной работе; самостоятельное изучение нового учебного материала по заданию преподавателя или по личной инициативе;
изучить требования инструкций разработанных на военно-транспортном факультете относящихся к содержанию учебных вопросов занятия;
систематический контроль над самостоятельной работой со стороны преподавателя.
Подготовка материального обеспечения
До начала занятия необходимо подготовить литературу и при необходимости раздаточный материал, подготовить учебное место и инструмент к занятию.
Проведения занятия
Методические указания и рекомендации по 1-му учебному вопросу: Требования безопасности по охране труда и пожарной безопасности при монтаже опор инвентарных мостов.
|
|
1. Изучение учебного вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.
2. В ходе изложения материала использовать материальную часть учебных мест УПЦ ВТФ.
3. Преподаватель на учебном месте производит доведение с показомтребования безопасности по охране труда и пожарной безопасности при при монтаже опор инвентарных мостов.
4. В ходе изложения материала по учебному вопросу преподаватель использует различные приемы закрепления информации (повторение, проверка усвоения и понимания информации, инструктирование, показ), контролирует за усвоением материала обучаемыми. Отвечает на возникающие вопросы.
5. Подвести итог по учебному вопросу. Перейти к следующему учебному вопросу.
Методические указания и рекомендации по 2-му учебному вопросу: Сборка и разборка плоской опоры из имущества РЭМ-500.
1. Изучение учебного вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.
2. В ходе изложения материала использовать материальную часть учебного места УПЦ ВТФ, монтажный и разметочный инструмент.
3. Преподаватель на учебном месте производит доведение с показом порядок и действия при сборке и разборке плоской опоры из имущества РЭМ-500. Обучаемые выполняют практические действия до получения устойчивых первичных навыков и практических умений с соблюдением мер безопасности по охране труда при монтаже и демонтаже.
4. В ходе изложения материала по учебному вопросу преподаватель использует различные приемы закрепления практических навыков и умений (повторение с показом правильности действий, оказание помощи, доведение основных ошибок и порядка их устранения), контролирует за выполнением практических действий обучаемыми в ходе отработки учебного вопроса. Отвечает на возникающие вопросы.
5. Подвести итог по учебному вопросу. Перейти к следующему учебному вопросу.
Методические указания и рекомендации по 3-му учебному вопросу: Сборка и разборка надстройки плавучей опоры из имущества НЖМ-56.
|
|
1. Изучение учебного вопроса проводить в последовательности, указанной в учебных материалах.
2. В ходе изложения материала использовать материальную часть учебного места УПЦ ВТФ, монтажный и разметочный инструмент.
3. Преподаватель на учебном месте производит доведение с показом порядок и действия при изготовлении элементов свайного ростверка. Обучаемые выполняют практические действия до получения устойчивых первичных навыков и практических умений с соблюдением мер безопасности по охране труда при сборке и разборке надстройки плавучей опоры из имущества НЖМ-56.
4. В ходе изложения материала по учебному вопросу преподаватель использует различные приемы закрепления практических навыков и умений (повторение с показом правильности действий, оказание помощи, доведение основных ошибок и порядка их устранения), контролирует за выполнением практических действий обучаемыми в ходе отработки учебного вопроса. Отвечает на возникающие вопросы.
5. Подвести итог по учебному вопросу. Перейти к следующему учебному вопросу. Перейти к заключительной части.
Методические указания и рекомендации по заключительной части:
1. Напомнить тему занятия, учебные цели и как они достигнуты, отметить работу курсантов и состояние воинской дисциплины на занятии.
2. Объявить оценки за практические действия на занятии.
3. Дать задание на самоподготовку.
4. Поставить задачу по доработке конспектов.
5. Довести тему следующего занятия, дату и место его проведения, что необходимо иметь на занятии (литература, учебные пособия и т.д.).
6. Дать команду дежурному на сдачу инструмента и наведения порядка на учебном месте.
7. Закончить занятие.
УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ