К какому типу ткани относится изображённый на рисунке объект? Какие органы человеческого организма образованы этой тканью? Какими свойствами обладают клетки, образующие эту ткань?

Пояснение.

1) Поперечно-полосатая мышечная ткань.

2) Этой тканью образованы: скелетная мускулатура, язык, начальный отдел пищевода, двигательные мышцы глазного яблока, сфинктеры.

3) Клетки (миоциты) с большим количеством крупных митохондрий, многоядерные, большой длины. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления, а также произвольность (то есть её деятельность управляется по воле человека).

 

Примечание.

На рисунке в задании не сердечная мышечная ткань, т.к. в сердечной все волокна соединены межклеточными контактами

 

 

В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

Пояснение.

1. уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2. измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3. С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев.

Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

Пояснение.

Элементы ответа:

1. семена были лучше защищены покровами (семенной кожурой), что обеспечивало их выживание;

2. семена содержали большой запас питательных веществ, что обеспечивало развитие зародыша и его прорастание, меньшую зависимость от внешних факторов;

3. независимость оплодотворения от воды при семенном размножении (в отличие от спорового);

4. семя — многоклеточный орган, что повышает шансы на его выживание, а спора — одна клетка

Какое значение имеет кроссинговер при образовании гамет для организмов и в эволюции? Ответ поясните.

1) Кроссинговер приводит к увеличению разнообразия комбинаций и степени выраженности признаков у потомства
2) Разнообразие комбинаций признаков у потомства служит материалом для естественного отбора, усиливает его в популяции, повышает адаптационные возможности организмов
3) Результатом естественного отбора является приспособленность организмов к среде обитания в изменяющихся условиях.

МЕТОДЫ ЦИТОЛОГИИ:

Микроскопия – изучение морфологии клетки.

Хроматография – физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ, основанном на разной скорости движения веществ через адсорбент, например, разделение смеси пигментов растений.

Электрофорез - физико-химический метод, используемый в цитологии для разделения смеси веществ с помощью электрического тока, например, разделение смеси белков плазмы крови.

Метод меченых атомов – введение в вещество радиоактивного изотопа химического элемента для изучения путей его превращения в клетке. Метод используется для изучения жизнедеятельности клетки.

Биохимический метод – метод, используемый в цитологии для обнаружения и оценки количества веществ в клетках и тканях организмов, изучение структуры веществ.

Центрифугирование – метод разделения клеточных структур и макромолекул с помощью центрифуги, позволяющий дифференцировано осаждать клеточные структуры, отличающиеся друг от друга своей массой.

Метод культуры клеток и тканей – изучение жизнедеятельности клеток и тканей путем культивирования их на искусственных средах.

МЕТОДЫ ГЕНЕТИКИ:

Гибридологический – генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.

Цитогенетический – изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.

Близнецовый – метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяющий выявить роль среды и наследственности в развитии признака.

Генеалогический – изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.

Популяционно-статистический – определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.

 

Рассмотрите скелет птицы, как называются части скелета обозначенные цифрами 1 и 2, какое значение они имеют.

Пояснение.

1) Под цифрой один — киль, под цифрой 2 — цевка — приспособление для полета,

2) Киль (вырост грудины) — к нему прикрепляются сильные грудные мышцы, двигающие крылья.

3) Цевка (часть костей предплюсны и все плюсневые кости срослись и образовали единую кость) — дополнительная кость для мягких приземлений и обеспечивает способность не падать с веток

(или, длинная цевка помогает птице лучше отталкиваться при взлете и бегать по земле).

 

Примечание.

Сухожилия, соединяющие мышцы голени с пальцами, проходят позади голеностопного сустава в специальных влагалищах. Когда птица садится на ветку, пальцы смыкаются под действием веса ее тела, пассивно обхватывая ветку, при этом на сокращение мышц не затрачивается энергии. Кроме того, небольшие выросты сухожилий действуют по принципу храповика, зацепляясь за ребристую поверхность влагалища и исключая обратное скольжение сухожилий.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: