Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Вопросы по биологии с «Решу ЕГЭ»

Перечислите (с пояснениями) основные этапы первичной эволюции согласно теории Опарина-Холдейна, начиная с образования первичного бульона и заканчивая появлением автотрофов.

Пояснение.

1. Первичный бульон содержал органические вещества.

2. В первичном бульоне образовались коацерватные капли, состоящие из нуклеиновых кислот и белков, окружённых липидными мембранами. Они дали начало гетеротрофным прокариотам.

3. По мере истощения первичного бульона часть прокариот стала автотрофами.

Известно, что лягушки при низких температурах впадают в состояние сезонного оцепенения, а при повышении температуры вновь оживают. Объясните, какие физиологические особенности позволяют земноводным переживать холодное время года и понижение температуры ниже 0 °С.

Пояснение.

1. Резко снижается обмен веществ, в 2−3 раза сокращается поглощение кислорода, уменьшается число дыхательных движений и сокращений сердца.

2. В жизненно важных органах снижается содержание воды и возрастает концентрация глюкозы и других веществ, препятствующие промерзанию клеток.

3. Понижается проводимость и возбудимость нервных путей.

 

В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?

Пояснение.

Элементы ответа:

1) нервная регуляция осуществляется за счёт вегетативной нервной системы (парасимпатическая система замедляет и ослабляет сокращение сердца, а симпатическая усиливает и учащает сокращение сердца);

2) гуморальная регуляция осуществляется через кровь: адреналин, соли кальция усиливают и учащают сердечные сокращения, а соли калия оказывают противоположное действие;

3) нервная и эндокринная системы обеспечивают саморегуляцию всех физиологических процессов в организме.

 

Какие функции в организме рыб может выполнять плавательный пузырь?

Пояснение.

1) Плавательный пузырь может выполнять гидростатические, дыхательные функции.

2) Служит органом, воспринимающим изменения давления (барорецептором). У некоторых рыб он участвует в произведении и усилении звуков.

Плавательный пузырь позволяет рыбе не утонуть под собственной тяжестью. Благодаря ему масса тела рыбы приходит в равновесие с выталкивающей силой, действующей на рыбу на определенной глубине.

 

Опишите строение и функции корневого чехлика.

Пояснение.

1) Строение корневого чехлика: клетки корневого чехлика представляют собой продолговатые, вытягивающиеся и растущие образования, плотно прилегающие друг к другу. Поэтому межклетники практически отсутствуют.

2) Клетки чехлика находятся на корне, защищая от повреждений зону деления. Они постоянно отмирают и слущиваются.

3) Слизь, выделяемая клетками чехлика, обеспечивает его передвижение в почве.

 

Каково значение различных цветков в соцветиях растений сем. Сложноцветные?

Пояснение.

1) Трубчатые и язычковые цветки служат для образования плодов и семян (располагаются в центре).

2) Воронковидные и ложноязычковые — для привлечения насекомых — опылителей(располагаются по краям).

 

Какие физиологические особенности проходных рыб позволяют им совершать длительные миграции, связанные с изменением солёности воды?

Ответ поясните.

Пояснение.

1) В зависимости от концентрации соли рыбы либо пьют воду (как морские виды), либо воздерживаются от неё (как пресноводные).

2) Их жабры и почки способны перестроиться с одного способа осморегуляции на другой: в морской воде у них действует такая же система осморегуляции, как у морских рыб, в пресной – как у пресноводных (их кровь в морской воде гипотонична, а в пресной – гипертонична).

3) Накопленный в теле рыбы резервный жир помогает им преодолевать пороги, водопады и быстрые встречные течения, обеспечивая энергией.

 

Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в гипотезах А. И. Опарина и Д. Холдейна? Что образовалось на этих этапах и при каких условиях?

Пояснение.

Элементы ответа:

1. абиогенный синтез органических веществ (мономеров) из неорганических соединений под воздействием электрических разрядов или солнечной радиации;

2. абиогенный синтез биополимеров на границе водоемов и суши под воздействием солнечной радиации;

3. образование коацерватов — пузырьков с содержимым из полимеров и мономеров;

4. формирование примитивных мембран в виде липидно-белковых пленок вокруг коацерватов.

 

Какой биохимический процесс происходит при квашении капусты? Почему квашеная капуста долго сохраняется без гниения?

Пояснение.

1) Происходит молочно-кислое брожение

2) Образуется молочная кислота, которая сохраняет капусту от сапротрофных организмов (от организмов вызывающих гниение), так как она неблагоприятно воздействует на их жизнедеятельность. А после того, как молочная кислота разрушится, гнилостные бактерии (и плесневые грибы) и другие сапротрофы начнут активно разлагать капусту.

 

Что изображено на рисунке и обозначено цифрами 2, 3, 4? Какова роль структуры, обозначенной цифрой 1?

 

1. На рисунке изображена зерновка пшеницы.

2. Цифрами 2, 3, 4 обозначены соответственно 2 — семядоля, 3 — зародышевая почка и 4 — зародышевый корешок.

3. Цифрой 1 обозначен эндосперм, в котором запасаются питательные вещества для развития зародыша.

 

Что является главным источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем в условиях недостаточности света и кислорода? Назовите организмы, приспособленные к жизни в данных условиях. Какую функциональную группу экосистемы они составляют?

Пояснение.

1. Главным источником энергии является детрит — отмершие растения и погибшие животные;

2. В состав бентоса входят разнообразные детритофаги (раки, черви-трубочники, бактерии-сапротрофы);

3. В глубоководных экосистемах озёр они выполняют роль консументов (потребителей) и редуцентов (разрушителей органического вещества).

 

Примечание.

Источником энергии для организмов, обитающих на дне глубоководных экосистем (гетеротрофные экосистемы) существуют за счет поступления органического вещества извне, т. е. зависят от автотрофных экосистем.

Гетеротрофными являются экосистемы океанических глубоководий, в которых организмы живут за счет скудного «питательного дождя» из остатков организмов планктона и нектона и экскрементов животных (в том числе ракообразных, упакованных в особые оболочки).

Органические вещества, выпадающие из светового слоя океана, постепенно съедаются по мере опускания в глубокие слои; на глубину 4-5 км, где в кромешной тьме живут некоторые моллюски, ракообразные и даже рыбы, попадают сущие крохи.

Особой группой водных организмов являются глубоководные животные. Они как правило незрячи или имеют телескопические глаза, усиленно развиты осязательные рецепторы, окрашены в красный цвет или бесцветны, не имеют плавательного пузыря, как правило имеют причудливую форму, большие рты, светящиеся органы, растягивающиеся животы, все, что способствует поглощению пищи в темноте. Их разнообразие связано со стабильностью экосистем в течение длительного исторического времени, что позволило сохраниться древним видам.

 

Функциональные группы: гетеротрофы являются консументами, потребляющими органическое вещество, и редуцентами, разлагающими его до простых соединений.

Редуценты — организмы, которые по своему положению в экосистеме близки к детритофагам, так как они тоже питаются мертвым органическим веществом.

 

Для донных беспозвоночных, обитающих на больших глубинах, существенное кормовое значение имеют бактерии — хемосинтетики.

Кроме глубоководных детритных экосистем, на дне океанов и морей существуют экосистемы гидротермальных источников срединно-океанических хребтов, больше известных как "черные" или "белые курильщики". Первичным источником энергии для этих экосистем является энергия окисления неорганических веществ, поступающих из недр океана с магматическими извержениями. Эти неорганические вещества, прежде всего, сульфиды, используются серобактериями в хемосинтезе, они выполняют роль продуцентов. К таким условиям существования приспособились многие виды двустворчатых моллюсков, креветок и крабов, рыб, которые выполняют роль консументов различных порядков. Редуцентами в данной системе являются различные виды бактерий-сапротрофов и грибов.

 

 

 

 

Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

 1) Для реакций пластического обмена (для синтеза веществ) нужна энергия АТФ, которая образуется в результате энергетического обмена.

 

2) А для реакций энергетического обмена (для распада веществ) нужны вещества, которые синтезируются в результате пластического обмена.

3) В результате пластического обмена (биосинтеза белков) образуются ферменты, которые участвуют в реакциях энергетического обмена.

 

Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

Пояснение.

1) гиподинамия вызывает застой венозной крови в нижних конечностях, что может привести к ослаблению работы клапанов и расширению сосудов;

2) понижается обмен веществ, что приводит к увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;

3) происходит ослабление мышц, увеличивается нагрузка на сердце и снижается выносливость организма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: