Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Март 2020 г.

Подлесная В.И.

Современный урок в рамках новых образовательных стандартов

   Последние 10–15 лет стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей и путей развития. Речь идет о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление в соответствии с требованиями общества. Ключевой характеристикой такого образования становиться не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Возникла необходимость находить новые возможности или по-иному можно сказать ресурсы, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов.

Образовательные ресурсы - это материальные, духовные, временные и другие средства развития человеческого потенциала, среды и деятельности человека.

Образовательные ресурсы не только обеспечивают мотивацию учащихся на учебно-познавательную деятельность, но и выполняют другие педагогически целесообразные функции: выращивание и развитие универсальных способностей и компетенций человека, усвоение предметного содержания, освоение нравственного поведения в пространстве.

Главным ресурсом, обеспечивающим качество образования, является урок.

 Урок как форма организации учебной деятельности возник очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить через урок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач, актуальных для своего времени. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения.

Урок – основная форма организации учебно – воспитательного процесса, и качество обучения – это, прежде всего, качество урока.

Ресурсы развития современного урока:

– здоровьесберегающие и развивающие технологии

– проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

– проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

– материально-технический, финансовый

Главный ресурс урока – сам учитель

Здоровьесберегающие и развивающие технологии

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.

Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. Здоровье детей катастрофически падает, и мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее –их физическое состояние или обучение? Результаты медицинских осмотров показал- 25% первоклассников пришли в первый класс здоровыми.

Достоверно вписываются слова философа А.Шопенгауэра

 «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Успешность в обучении определяется уровнем состояния здоровья.

Поэтому возникает проблема, как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью школьников?

Здоровьесберегающее технологии неразрывно связаны с другими технологиями. Такими как:

· Личностно-ориентированные

· Педагогика сотрудничества

· Технологии развивающего обучения (ТРО)

· Технология уровневой дифференциации обучения.

 

Здоровьесберегающие технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся



Март 2020 г.

Смирнова Л.В

Проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения

Использование современных педагогических технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса.

 Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД), то есть умения учиться всю жизнь.

Отсюда следует, что при проектировании урока необходимо учитывать условия, предлагаемые стандартом. Одним из таких условий является системно-деятельностный подход.  

 

  Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее потенциалов. Личность ребенка в этой технологии – приоритетный субъект, она является целью образовательной системы. В рамках личностно – ориентированных технологий при моделировании урока с позиции системно-деятельностного подхода вписывается технология сотрудничества.

 

- Отличительной особенностью стандарта является его направленность на обеспечение системно-деятельностного подхода, перехода от ретрансляции знаний к развитию творческих способностей учащихся и подготовке их к жизни в современных условиях. Мастерство учителя не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.

Как добиться того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»?

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся.

В современной педагогике есть такая интересная новая педагогическая идея “Конструктор урока”, применяемая как эффективное средство для “сборки уроков”.

I. Проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке)

 

Главное, что должен обеспечить урок – это создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

 «Комфорт» –это обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют

Существует три структурные составляющие данного понятия.

● Психологическая

● Интеллектуальная

● Физическая

Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.

 

Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями школьной среды. Эта комфортность связана с сенсорными процессами, характеризующими зрительные, слуховые и тактильные ощущения.

Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации.

Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?

Только профессионализм учителя может создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления, раскрытию его креативности.


 


Март 2020 г.

Боднарь Г.А.,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: