Современный урок биологии в контексте требований новых образовательных стандартов

    Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

• анализировать свои действия;

• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

• отличаться мобильностью;

• быть способными к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально- экономическое процветание.

          В чем же новизна современного урока биологии в условиях введения новых стандартов? Теперь в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни. Принципиальным отличием современного подхода в образовании является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

          Важнейшей задачей каждого учителя биологии при реализации ФГОС является освоение технологии проектирования учебного занятия с учётом деятельностного подхода.

В условиях введения новых стандартов учителя биологии должны пересмотреть традиционные подходы в моделировании уроков. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

 

Позиции Традиционная деятельность Деятельность учителя работающего по стандарту
Подготовка к уроку Жёстко структурированный конспект урока, 0 % свободы учителя. При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник. Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации, учебник, Internet-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами.
Основные этапы урока Основное время урока отводилось этапу объяснения и закрепления (80 % - говорение учителя). Объяснение занимает 20-30 % урока; закрепление 5-10 % урока; остальное время - самостоятельная деятельность
Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить то, что запланировано на урок. Организовать деятельность детей по: · поиску и обработке информации; · обобщению способов деятельности; · постановке учебной задачи.
Деятельность учащихся опре-деляется через формулирование задач Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни… 93% репродуктивные задания; 7% исследуй (чаще всего для сильных учащихся)   Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.

           

                    Новые стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, определяют цели своей деятельности и планируют её. В связи с этим изменяется структура урока и действия учителя и ученика.

     Сравнение этапов урока в традиционной системе и деятельностном подходе.

 

Структура урока изучения нового материала Структура урока «открытия» нового знания
1) Организационный этап. 2)Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся (по необходимости). 4) Актуализация знаний. 5) Введение новых знаний. 6) Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7)Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8) Обобщение и систематизация знаний. 9) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10) Определение и разъяснение домашнего задания. 1) этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруд-нения; 4) этап построения проекта выхода из за-труднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопро-веркой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  

 

                  С точки зрения деятельного подхода меняется позиция учителя и ученика: они становятся партнёрами в образовательном процессе.

                  Критериями эффективности проведения урока при системно-деятельностном подходе      являются:

• наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;

• использование проблемных творческих заданий;

• применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

• создание положительно-эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

• обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» но и того что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому;

• стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

• оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;

• отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;

• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: