Арбитражные управляющие

 

Среди субъектов банкротства наибольшему реформированию подвергся статус арбитражных управляющих. Собственно определение, данное в ст. 2 Закона 2002 г., уже содержит два новых момента. Арбитражным управляющим может быть, во-первых, только гражданин РФ; во-вторых, обязательно член одной из саморегулируемых организаций.

Законодательством о несостоятельности (банкротстве) предусмотрено четыре типа управляющих при банкротстве: временный управляющий (процедура наблюдения), административный управляющий (финансовое оздоровление), внешний управляющий (процедура внешнего управления); конкурсный управляющий (конкурсное производство). Они объединяются единым понятием - арбитражный управляющий. Согласно закону, арбитражным управляющим - может быть гражданин Российской Федерации, который соответствует следующим требованиям:

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

имеет высшее образование;

имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

является членом одной из саморегулируемых организаций. (ст. 20 Закона "О несостоятельности...»).

Арбитражным управляющий не может быть:

- заинтересованное лицо в отношении должника и кредиторов согласно ст. 19 закона "О несостоятельности...").

Основные права и обязанности арбитражных управляющих предусмотрены ст. 24, 25 Закона "О несостоятельности...».

Права и обязанности временного управляющего предусмотрены ст.24, 25, 26, 66, 67, 68, 69 (п 1,2), 70 (п 2). 71 (п 1, 2), 72 (п 1), Закона "О несостоятельности...».

Полномочия, права, ответственность административного управляющего предусмотрены в ст 24, 25, 26, 83, 88 (п 3,4,), 89 (п 1,3) Закона "О несостоятельности...».

Полномочия, права, ответственность внешнего управляющего предусмотрены в ст. 24, 25, 26,94 (п 1). 97 (п 3), 98 (п 4), 99, 100 (п. 2,3), 101, 102, 103 (п7) 104, 105, 106, 110 (п. 6, 7), 111, 112, 117, 118 (п.1, 2), 121, 122 (п 1), 123 (п 2,3) 150 п.2 Закона "О несостоятельности...".

Права и обязанности конкурсного управляющего установлены ст. 24, 25, 26, 127 (п 3), 128, 129, 130, 132 (л. 1), 133 (п 1, 4), 139 (п. 1,2,3,4), 140 (п. 1,2), 142 (п.1, 6), 143, 144, 146 (п. 1), 147, 148 (п 1), 149 (п. 2), 150 (п 2) Закона «О несостоятельности...".

 

Основополагающим принципом при проведении процедур банкротства является обязанность арбитражного управляющего действовать добросовестно и разумно в интересах должника, его кредиторов и общества (ст. 24 п 6 Закона «О несостоятельности...").

 

Коренным образом изменился порядок назначения арбитражных управляющих. Законом 1998 г. предусматривалась довольно четкая многоступенчатая процедура назначения: приоритетным правом предложить кандидата на пост управляющего обладают конкурсные кредиторы, затем это могли сделать иные лица, участвующие в деле, после чего данное полномочие переходило к арбитражному суду, который назначал управляющего из числа лиц, зарегистрированных в этом качестве в суде. Если все указанные возможности были исчерпаны, а управляющий так и не назначен, суд направлял официальный запрос в ФСФО России или ее территориальное управление с требованием представить соответствующую кандидатуру. Федеральная служба обязана была предложить суду кандидатуру либо имеющего лицензию арбитражного управляющего, либо своего сотрудника, который осуществлял ту или иную процедуру банкротства в силу занимаемой им госдолжности.

Теперь в зависимости от процедуры банкротства должник, кредитор, уполномоченный орган, собрание кредиторов называют арбитражному суду ту саморегулируемую организацию, из числа членов которой предстоит утвердить управляющего. Суд направляет в названную организацию определение о введении конкретной процедуры банкротства с указанием предъявленных к кандидату дополнительных требований (если таковые имеются).

Заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, сформулированным в запросе. В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия предъявленным требованиям, а при равном соответствии - с учетом профессиональных качеств (п. 1 ст. 45 Закона).

Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе безмотивно отвести по одной кандидатуре управляющих, указанных в списке. Оставшаяся кандидатура утверждается судам. Если отводы не были заявлены и в списке значится более одной фамилии, то у суда все равно нет права выбора: он назначает кандидатуру, занимающую в списке более высокую позицию (п. 4 ст. 45 Закона). Таким образом, несмотря на формулировку, что управляющий утверждается судом, последний, по сути, лишь констатирует определенный факт.

В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка в течение пяти дней с даты получения запроса суд обращается в госорган, регулирующий отношения в сфере банкротства (данный орган должен быть указан Правительством РФ), который, получив обращение, в течение семи дней обязан обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (п. 5 ст. 45 Закона).

Работа антикризисным управляющим в условиях экономической разрухи, отстранения предыдущей управленческой команды, наличия трудового коллектива с просроченной оплатой труда, противоречивых интересов кредиторов, "выбивания" долгов с дебиторов - это война с разрухой. Как показывает опыт, определенных успехов в деле арбитражного управления можно добиться лишь при наличии квалифицированной команды антикризисного управления, ибо только Арбитражный управляющий "один в поле не воин"

 

3.2. Система подготовки арбитражных управляющих

 

Развитие российской экономики на современном этапе характеризуется неоднозначной и динамично меняющейся экономической средой, наличием сложных управленческих проблем. Многие предприятия находятся в кризисной ситуации. В связи с этим одной из наиболее важных проблем экономической реальности становится решение задач, связанных с применением процедур банкротства как экономического механизмам позволяющего провести финансовое оздоровление предприятий, в том числе путем передачи их имущества от неэффективного собственника к более эффективному.

В соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), арбитражный суд для реализации своего решения в отношении предприятия, по которому возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), назначает арбитражного управляющего.

Основной спецификой деятельности арбитражных управляющих является работа в кризисной для предприятия ситуации. При осуществлении стратегии финансового оздоровления, специалист по антикризисному управлению соприкасается с перечнем трудноразрешимых проблем: взаимоотношения с кредиторами/дебиторами, государственными структурами (администрацией территориальных образований, налоговыми органами, пенсионным и иными государственными фондами), озлобленным неплатежами трудовым коллективом, старой управленческой командой.

Как показывает опыт, для успешной реализации стоящих перед ним задач антикризисный управляющий должен обладать специфическим набором знаний, в перечень которых входят: оценка бизнеса, недвижимости и оборудования, менеджмент и маркетинг, законодательство в области несостоятельности (банкротства), гражданского, жилищного, трудового права.

Глобальный характер неплатежеспособности и несостоятельности российских предприятий, сжатые сроки, предусмотренные законодательством на проведение процедур финансового оздоровления, значительный дефицит специалистов по антикризисному управлению требуют разработки и создания механизма управления подготовкой специалистов по антикризисному управлению, особенно в регионах.

Сущность антикризисного управления как нового для России вида экономической и управленческой деятельности в особых, экстремальных условиях, а также исторически сложившееся отсутствие специалистов в данной области формируют специфические требования к организации их подготовки и ставят ее на одно из первых мест в системе подготовки и переподготовки специалистов

В настоящее время подготовка специалистов по антикризисному управлению ведется в рамках высшей школы и коммерческих структур на краткосрочных курсах (срок обучения - 2,5 месяца) и в рамках специальности "Антикризисное управление» по дневной (срок обучения 4-5 лет), вечерней (срок обучения-2года) и иным формам обучения.

 Успешно прошедщие обучение на краткосрочных курсах свидетельства государственного образца Финансовой академии при Правительстве РФ или Института профессиональной оценки о профессиональной переподготовке по направлению «Антикризисное управление», присваивающие квалификацию «Специалист по антикризисному управлению».

Программы подготовки по программе специалистов по антикризисному управлению на краткосрочных курсах (на базе высшего образования) утверждаются Правительством РФ. Основанием для выдачи свидетельств являются:

- успешная сдача тестовых испытаний по разделам программы

- прохождение психологического тестирования,

- успешное прохождение аттестации.

Методика психологической оценки специалистов по антикризисному управлению, разработанная под руководством Т.Ю.Еазарова, включает следующие критерии:

1) Мыслительные способности

· Системность мышления

· Динамичность и гибкость мышления

· Нестандартность мышления

2) Организаторские способности

Ориентация на конкретный результат деятельности

· Способность планировать и проектировать

· Руководство группой

Коммуникативные способности

· Эффективность взаимодействия с людьми

· Гибкость в общении

· Способность к ведению переговоров

4) Личностные качества

· Ответственность в принятии решений· Инициативность

· Адаптивность Мотивация к достижению Готовность к обучению

Действующая программа предусматривает изучение оценки недвижимости, оценки бизнеса, гражданского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве), бухгалтерский учет и финансовый анализ, разработка мероприятий по выводу предприятия из кризиса, основы оценки объектов антикризисного управления, продажа активов предприятия и ликвидация, организационные аспекты деятельности антикризисного управляющего, практика антикризисного управления; деловая и коммуникативная игра, психологическое тестирование. По каждому из вышеперечисленных блоков сдаются тестовые испытания.

 

 

3.3. Перечень оснований возникновения ответственности при осуществлении профессиональной деятельности и предложения по их избежанию

По новому Закону к кандидатуре управляющего предъявляются два вида требований: обязательные, несоответствие которым в принципе влечет для лица невозможность заниматься арбитражным управлением (закреплены в ст. 20), и факультативные, имеющие место в случае выдвижения их конкурсными кредиторами, уполномоченными госорганами или собранием кредиторов и предусматривающие дополнительные, более жесткие требования к претендентам на пост управляющего (установлены в ст. 23 Закона).

Например, общее требование о наличии у арбитражного управляющего высшего образования может быть конкретизировано названными субъектами в виде обязательного экономического, юридического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника. Перечень дополнительных требований является исчерпывающим. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) не вправе выдвигать не предусмотренные п. 1 ст. 23 Закона требования к кандидатуре управляющего.

В качестве арбитражного управляющего не может быть утверждено лицо, в частности, не заключившее договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве. Указанный договор признается формой финансового обеспечения ответственности управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с обязательным последующим возобновлением на тот же срок. Минимальная страховая сумма не может быть менее чем 3 млн руб.

Кроме того, уже назначенный управляющий в течение 10 дней с момента его утверждения судом должен дополнительно застраховать свою ответственность в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника (п. 8 ст. 20 Закона).

Выплата страховой суммы страховыми компаниями в случае причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве будет осуществлена в том случае, если убытки возникли не по вине арбитражного управляющего. Т е необходимо будет доказать отсутствие вины управляющего. На рынке услуг страхования достаточно трудно найти компании согласные заключать высокорискованные договора на достаточно крупные суммы с «неизвестным» клиентом. Договора будут заключаться лишь в том случае, пока подробным образом не будет изучена не только профессиональная деятельность управляющего, но и перспективы будущего объекта, с которым управляющий собирается работать. В случае наступления страхового события, любая страховая компания начнет поиск доказательств вины и наличие злого умысла управляющего.

Единственным доказательством отсутствия умысла в случае причинения убытков

1. чрезвычайная ситуация (стихийные бедствия, землетрясение, ураган и прочее)

2. Резкие изменения в социально-экономическом, политическом развитии общества.

Законом предусмотрены ряд оснований привлечения арбитражного управляющего к ответственности при наличии вины и злого умысла:

1. неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него в соответствии с настоящим законом обязанностей,

2. неисполнение или ненадлежащее исполнение правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством РФ

Перечислим в таблице основные права и обязанности арбитражного управляющего в каждой процедуре банкротства соответственно.

Для наступления ответственности АУ, вследствие причинения вреда необходимо наличие состава правонарушения:

1) наступление вреда,

2) противоправность поведения причинителя вреда,

3) причинная связь между 1) и 2).

 

Вред – это материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего.

Объем возмещения, по общему правилу ст. 1064 ГК РФ, должен быть полным.

Противоправность поведения имеет две формы – действие или бездействие. Бездействие должно признаваться противоправным только тогда, когда на арбитражном управляющем лежала обязанность совершить соответствующее действие. Ответственность наступает лишь за виновное причинение вреда. Согласно ст. 401 ГК РФ вина выражается в форме умысла и неосторожности. Гражданское законодательство не раскрывает их содержание. Под умыслом понимается такое противоправное поведение, когда АУ не только видит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата. Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности. Неосторожность в ГК имеет две формы: грубую или простую (ст. 1083).

Субъект ответственности – лицо, причинившее вред. Пресечение деятельности, создающей угрозу нарушения чужого права, согласно ст. 12 ГК – один из способов защиты гражданских прав.

По УК ответственность к АУ может быть применена в случае совершения от имени должника действий, направленных на досрочное удовлетворение требований отдельных кредиторов по ранее возникшим обязательствам,

 

Ответственность к арбитражному управляющему может быть применена в соответствии с ГК РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

 

     
 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: