Психологические основы межличностных отношений в воинском коллективе и пути их укрепления

Взаимоотношения (синоним - межличностные отношения ) в малой группе - это субъективные связи, возникающие в результате взаимодействия ее членов и сопровождаемые различными эмоциональными переживаниями индивидов, в них участвующих.

Система межличностных отношений в малой группе в силу ее внутренней психологической обусловленности и сложности складывается порою стихийно. Она в большинстве случаев трудноразличима, часто организационно не оформлена, особенно в начальный период.

Между тем она чрезвычайно значима и должна очень пристально изучаться и осмысливаться, поскольку на основе межличностных отношений формируются не только все остальные компоненты психологии малой группы, но и многие элементы, их составляющие: взаимные требования и нормы совместной жизни и деятельности; постоянные межличностные оценки, сопереживания и сочувствие; психологическое соперничество и соревнование, подражание и самоутверждение.

Взаимоотношения в малой группе бывают разных видов.

Общественно-политические взаимоотношения - это такие взаимоотношения, которые возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения общественных и других мероприятий в группе.

Служебные взаимоотношения - это взаимоотношения, складывающиеся в процессе совместной профессиональной деятельности членов малой группы при решении различного рода задач, достижения важных для ее. членов целей.

Внеслужебные взаимоотношения - отношения, складывающиеся между членами малой группы вне их служебной (профессиональной) деятельности: в часы досуга, в процессе совместного отдыха и т.д.

Взаимоотношения в малой группе должны отвечать Требованиям определенных принципов.

Принцип уважения и субординации предполагает создание таких взаимоотношений в малой группе, которые соответствуют нормам общественной морали и нравственности, традициям, установленным в интересах общения и взаимодействия людей; предусматривают учет индивидуально- и социаль- но-психологических особенностей всех ее членов, внимательное отношение к их интересам, склонностям и запросам. Этот же принцип требует субординации в соблюдении всеми членами группы личного достоинства, профессионального и социального статуса каждого человека.

Принцип сплоченности членов группы предполагает формирование в ней взаимопомощи, поддержки, взаимодействия и взаимопонимания. Члены малой группы обязаны высоко ценить и дорожить принадлежностью к ней, помогать и поддерживать друг друга, удерживать своих товарищей от недостойных поступков.

Принцип гуманизма предполагает чуткость, отзывчивость, справедливость и человёчность во взаимоотношениях в малой группе, которые должны характеризоваться доверием, искренностью, доступностью (Рис. 3)

Термин «межличностных отношений» означает различные связи и стороны взаимодействия между людьми. По своему содержанию он широк и включает в себя разнообразные формы и виды психологических связей людей.

К основным функциям межличностных взаимоотношений военнослужащих в воинском коллективе относятся: обмен информацией; взаимодействие; взаимопонимание; влияние на эмоциональные переживания. Взаимоотношения в воинском коллективе могут протекать (см. рис. 4):

• сверху вниз (начальник - подчиненный);

• снизу вверх (подчиненный - начальник);

• по горизонтали (между военнослужащими при отсутствии между ними подчиненности).

Взаимоотношения в воинском коллективе могут быть: официальными; неофициальными; деловыми; личными; рациональными; эмоциональными.

Официальные взаимоотношения между военнослужащими возникают в результате их служебно-должностной деятельности. Они регламентируются и регулируются общевойсковыми уставами ВС РФ, правилами, положениями и нормами поведения. Неофициальные взаимоотношения складываются на почве личных симпатий и интересов.

 

 

Рисунок 3.

 

Здесь не существует юридической основы, общепринятых законов и норм. Деловые взаимоотношения - это отношения (как официальные, так и неофициальные), которые связаны с выполнением совместной деятельности. Личные взаимоотношения складываются независимо от совместной деятельности. Рациональные взаимоотношения строятся на условиях взаимной договоренности с целью получения обоюдной пользы. Эмоциональные взаимоотношения складываются на чувственном переживании, субъективном восприятии людей (нравится - не нравится). Взаимоотношения между военнослужащими могут различаться по этапам их развития. Первый этап - это безразличные взаимоотношения (люди, не знающие друг друга или мало знающие, не могут иметь определенных отношений) Второй этап - это взаимоотношение адаптации, когда военнослужащие узнают друг друга. При этом формируются неформальные малые группы (по два - три человека). Здесь могут возникать конфликтные отношения, как закрытые (человек переживает остроту отношений, но внешне не выражает), так и открытые.

Третий этап укрепления взаимоотношений, когда стабилизируются отношения между членами группы, и как результат укрепляются взаимоотношения внутри неформальных малых групп. Члены группы начинают обладать предписанными им социально-ролевыми функциями. Формируются и укрепляются морально-нравственные ценности группы. Нарушение взаимоотношений между военнослужащими может привести к конфликтной ситуации и в конечном итоге к конфликту.

В такой ситуации не может идти речи, ни о какой нормальной деятельности воинского коллектива.

Поэтому необходимо постоянно и кропотливо проводить профилактическую работу, направленную на укрепление взаимоотношений между военнослужащими.

Деятельность по укреплению взаимоотношений в воинском коллективе должна осуществляться не только командирами всех степеней, но и самими военнослужащими. (рисунок 4)


Рис.4 Деятельность по укреплению взаимоотношений в воинском коллективе.

 

В связи с этим рассмотрим два направления деятельности военнослужащего по укреплению взаимоотношений в воинском коллективе.

ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - приемы и способы коррекции своего отношения и поведения в предконфликтной ситуации.

. Ухудшение взаимоотношений между военнослужащими возникает обычно не внезапно, а постепенно. Важно вовремя понять, что эмоциональный накал, например спора, начинает превышать допустимый, и грамотно прекратить его. Признаками проявления спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: сказать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что, кстати, обычно и бывает на самом деле; свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям по ее реализации; сказать, что вы не успели всесторонне разобраться в проблеме и предложить оппоненту вернуться к ее обсуждению, например завтра (когда эмоции улягутся).

. Иногда взаимоотношения между военнослужащими ухудшаются в результате искажения или потери информации или из-за того, что взаимодействующие стороны рассматривают одну и туже ситуацию с разных позиций. Эти две причины могут вызвать споры. Их целесообразно избегать.

. Военнослужащему необходимо быть твердым по отношению к проблеме, к выполнению требований дела и мягким по отношению к людям. Если партнер в чем-то не прав, то не обязательно доказывать ему это. Достаточно разобраться более глубоко в проблеме. После чего необходимо сообщить партнеру, что он не прав. Не обязательно делать это при свидетелях, настаивать на том, чтобы он публично признал свою неправоту и т.п.

. Напряженный ритм военной службы, наличие социально-экономических, экологических, физических, психотравмирующих, токсических и других факторов способствуют формированию у военнослужащих повышенной тревожности и агрессивности. При этом повышается конфликтность. Снижать собственную тревожность и агрессивность можно, используя соответствующую аутогенную тренировку, физические упражнения, организуя для себя полноценный отдых, поддерживая благоприятный социально-психологический климат на службе, в семье и т.п.

. Текущее психическое состояние изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда существенно. Успешность работы, степень усталости, общение с сослуживцами, физиологическое состояние организма, погода и т.д. - все это влияет на состояние психики и, следовательно, на возникновение конфликтности. Каждый человек может оценить, в каком состоянии он в данный момент находится, и учесть это с целью предупреждения конфликтов, причиной которых будет собственная раздраженность.

. У окружающих также есть свои интересы, и они имеют право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкновение интересов разных людей и разных социальных групп, естественно, неизбежно. Нужно быть внутренне готовым к решению возникающих проблем путем сотрудничества, компромисса.

. Улыбка выполняет четыре позитивные функции. Она показывает, что у вас все в порядке. Люди с большим удовольствием общаются с теми, кто достиг успеха. Улыбка свидетельствует, что человек рад собеседнику, она способствует бесконфликтному решению проблем. Улыбка вызывает ответную симпатию у партнера по общению. Она способствует уменьшению негативных эмоций.

. Негативные эмоции - один из основных факторов, способствующих возникновению конфликтов. Они часто являются реакцией человека на заметное и значимое несовпадение реального хода развития событий с тем, на который он рассчитывал. Существует три способа минимизации негативных эмоций:

во-первых, необходимо уметь хорошо прогнозировать возможные варианты развития событий. Чем точнее окажется прогноз, тем меньше негативных эмоций;

во-вторых, желательно иметь возможности для изменения хода событий в нужном направлении, если они начали развиваться не так, как ожидалось;

в-третьих, нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, и быть готовым к нему.

. Необходимо научиться делать добро бескорыстно, не рассчитывая на что-либо взамен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

. Общаться с сослуживцами надо, проявляя искреннюю заинтересованность в партнере по общению. Она проявляется в стремлении понять его проблемы, в желании помочь ему хотя бы советом. В условиях сложной и трудной служебной деятельности сослуживцы часто нуждаются в сочувствии. Интерес к проблемам собеседника должен быть не искусственным, наигранным, а искренним.

. Необходимо повышать свою конфликтоустойчивость. Другими словами - повышать способность сохранять конструктивные способы взаимоотношения и взаимодействия с окружающими вопреки воздействию конфликтогенных факторов. Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конфликтогенных факторов является отрицательным качеством личности. Конфликтоустойчивость зависит от нескольких групп факторов:- психофизиологических, проявляющихся в эмоционально-волевой устойчивости;

- когнитивных, проявляющихся в качестве психических познавательных процессов человека;

мотивационных, проявляющихся в направленности личности и ее мотивах в конкретной ситуации общения;

социально-психологических, отражающих социально-психологические особенности личности, стереотипы ее взаимодействия с окружающими.

12. В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора.

ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ деятельности военнослужащих по укреплению взаимоотношений в воинском коллективе - приемы и способы коррекции отношения и поведения в предконфликтной ситуации своего оппонента.

. Не требуйте от сослуживцев невозможного. Учитывайте, что их способности к различным видам деятельности различны. Если военнослужащий обладает неразборчивым почерком, то бесполезно требовать от него заполнения служебной документации каллиграфическим почерком. Если у воина плохая память, то не следует поручать ему задания, требующие наличия великолепного запоминания.

. Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать или «переделать» человека. Такие попытки часто приводят к резкому ухудшению взаимоотношений и не дают желаемых результатов. Все новое в природе и обществе обычно создается достаточно медленно. Быстро идут только разрушительные процессы.

. В процессе общения важно оценивать актуальное психическое состояние партнера и избегать обсуждения острых проблем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны. Точно так же, как изменяется ваше психическое состояние, подвержено переменам настроение партнера. Необходимо научиться оценивать его актуальное настроение. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы. В этом случае проблема, скорее всего, не будет решена, и возможен конфликт. Необходимо выбрать подходящее время. Оценке актуального психического состояния партнера способствует знание законов невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.

. Эффективный способ предупреждения конфликтов - своевременная информация окружающих об ущемлении ваших интересов. Человек даже себя часто знает далеко не полностью. Иметь верное представление о ценностях, мотивах, слабостях других людей вообще весьма затруднительно. Поэтому если кто-либо из сослуживцев наступает вам на «любимую мозоль», не исключено, что он делает это не специально. Ведь это не его «мозоль», и он может просто не догадываться о ее существовании у вас. При этом не нужно требовать от него каких-то действий. Нужно просто сказать ему о том, в чем затронуты ваши интересы. Если человек достаточно воспитан, то он извинится и прекратит блокирование ваших интересов без дополнительных просьб.

. По отношению к защите своих интересов можно занимать достаточно твердую позицию и отстаивать их упорно. По отношению к самому оппоненту, его личности целесообразно занимать по возможности мягкую позицию.

Необходимо показать, что вы понимаете слабости оппонента и не лишаете его права на них. Находясь на его месте, вы, возможно, занимали бы аналогичную позицию. Однако справедливым будет решение, учитывающее не только его, но и ваши интересы. Мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость защиты ваших интересов. Это уменьшит вероятность ухудшения взаимоотношений, увеличив ваши шансы на отстаивание своих прав.

. В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, а дать ему выговориться. Такая стратегия общения с оппонентом позволяет минимизировать его негативные эмоции. Это очень важно для конструктивного улучшения взаимоотношений.

. Желательно заблаговременно информировать людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы. Человек, как правило, отрицательно реагирует на неожиданные изменения ситуации, затрагивающие его интересы. Такая реакция естественна. Человек оказывается не готов к внезапным изменениям обстановки, вынужден принимать решения экспромтом. Это почти всегда вызывает у него негативные эмоции и отрицательное отношение к виновнику усложнения и без того сложной ситуации. Принимая решения, необходимо всегда оценивать, чьи интересы оно может затронуть. Лучше согласовывать эти решения до того, как они будут приняты.

. Для сохранения конструктивных взаимоотношений важно не расширять сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых проблем, не критиковать личностные качества партнера по общению. Для этого важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов. Если необходимо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным.

. Не загоняйте оппонента в угол. Если он принял неграмотное решение, то желательно отказаться от публичного разоблачения его некомпетентности. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острый конфликт ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность «сохранить свое лицо», он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства.

. В процессе общения желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера. Категоричная форма высказываемых суждений способствует обострению ситуации общения. Во-первых, категоричность суждений - признак незрелости ума. Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны и несправедливы. В-третьих, безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.

Если же сохранить взаимоотношения на должном уровне не удалось и их осложнение привело к возникновению конфликта, то необходимо конструктивно его разрешить. Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов. Рассмотрим их подробнее:

а) прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор, пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может;

б) поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в общих целях, интересах является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на общих интересах, а не на личности оппонента;

в) при разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное - снизить интенсивность негативных эмоций. Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща. Этому способствует:

во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента;

во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять -не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным;

в-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или хороших л1одей и социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта;

г) важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны путем:

положительной оценки некоторых действий оппонента;

готовности идти на сближение позиций;

обращения к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе;

уравновешенного собственного поведения и др.;

д) объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы;

е) когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком высокие требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.


Выводы по первой главе:

 

1. Проанализировав теоретические источники, рассмотрев различные подходы к определению ценностных ориентаций и межличностных отношений, можно сделать вывод, что не смотря на множество противоречащих друг другу подходов и взглядов на данную проблему наиболее признанный и распространенным является подход В. Франкла, создателя теории стремления к смыслу и логотерапии, а также его методика диагностики смысложизненных ориентаций личности, адаптированная Д.А. Леонтьевым.

. В результате изучения литературы по анализируемой проблеме, были уточнены подходы к рассмотрению сущности системы ценностей, взаимосвязи потребностей личности и системы ценности личности. Даны определения системы ценностей; ценностных ориентаций; потребностей, их классификация, причины, влияющие на их возникновение и существование; Теоретически уточнены основные закономерности формирования и развития системы ценностных ориентаций личности. Рассмотрена динамика ценностных ориентаций в процессах личностного развития. Теоретически уточнены основные психологические факторы развития системы ценностных ориентаций личности.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: