Воитель из рода копателей

В последнее время у меня с миром довольно дружеские отношения: я к нему лицом, и он ко мне тем же местом. Даже при всех прилетающих ударах — болезнях, потерях, смертях, истериках и предательствах, — нет чувства обреченности или тотального краха. Скорее, мне это напоминает игру «S.T.A.L.K.E.R». Типа бьются-возятся добры молодцы в камуфляже, но эмоционально это не задевает. Причем на каждом уровне припасён нехилый бонус.

 

х х х

Вчера Андрей Лукин, подобрав нас с Сашей Кирилловым, поехал в Машезеро, дабы скрасить песнопениями день рождения отца-настоятеля храма во имя прп. Серафима Саровского. Звать его отец Константин Савандер. По дороге я услышала, что отец — бессребреник, строитель, вдохновитель, пещерокопатель, да и вообще универсальный копатель — не только пещер, патриот, заботливый отец семейства, наставник молодежи, писатель, слуга Богу, отец приходу, покровитель творческих людей. То есть он сходу попал в десятку. Стоящих определений. И хоть кривая почему-то нас чуть было на помойку какую-то мимо Машезера не вывела (а там, кстати, аршинные указатели!), но приехали мы точно в срок. Андрей каждый поворот перекрестил и спел уместные для такого случая молитвы. Благо, Бог ни голосом, ни слухом его не обидел.

После литургии (описывать не буду, кому интересно — может сходить, прочувствовать) отец Константин проповедь произнес. В такие моменты я жалею, что писать мне не на что. Не переломалась ещё, чтоб гаджет в руки взять — слабый человек, всё с калькулятором дружу, гордо задрав перед собой нос. Говорил о том, как надо Богу Богово отдавать (сиречь душой заниматься), а кесарю — кесарево (на выборы, например, сходить). Ну, раз записать не удалось, помещу зарифмованное впечатление:

Поле было засеяно рожью, а взошло воронье,

Поле было засеяно ложью...

И по зыбкому бездорожью

В слякотный век мы куда-то бесцельно бредем,

Увлеченные страхом и бредом,

Сквозь мрежи и пьяные рожи

В надежде, что наши руки

Коснутся лишь хлеба, льна, кожи,

Золы очага и, может, Святого Писания.

Мы вряд ли обрящем честную смерть —

Скорее, нас ждет угасание,

Подобно гнилушке в лесу, пожару полян земляничных.

Нужно рваться за край,

Но сегодня мы сыты и болезненно безразличны.

Будем пить, есть, спать, заселяя собой пространство —

До боли родное, до плача чужое, зовущее только странствовать.

Будем жить, словно деревья, — между плотью и теплой землей,

Как молоко — между кровью и чистой водой,

Будто гении века сего — между золотом и петлёй,

До коды, до Небесного гласа: «Отбой!».

 

Потом понаблюдала я за торжеством. Первое, что бросилось в глаза, — там действительно неплохо сколоченный приход. Люди по-доброму общаются, какие-то стихи духовные собственного сочинения читают (потешили нас с Кирилловым искренними строками, наподобие «Село солнышко за лесом, / Не страшусь столкнуться с бесом»), песни поют дружным хором.

Второе — отец Константин каждого выслушивал стоя. Чем удивил. Т. е. на застолье в принципе можно и расслабиться. Но нет. Мелочь, а отпечатывается в душе, как раскаленный гвоздь на восковой табличке. Да наша жизнь вообще из мелочей складывается. Потому что прыжки на амбразуру будут в жизни один раз и то не у каждого, а примеры смирения, терпения, любви — хоть по пятьдесят раз на день. Успевай не прокозлиться. Sorry. Лукин отжигал «Бедным Западом», которому в блюзовой манере советовал обратить осоловевший взор на Святую Русь, песней «На молитве Русская Земля», Трофимовым, Есениным и «Белой вороной». Дал душе разгуляться.

А Саша Кириллов проявил себя с гениальной стороны. Про св. Фаддея Петрозаводского так спел, что я поняла: не зря жизнь проходит. Я когда его слушала, вспомнила отрывок из «Бога дождя» М. Кучерской: «Помимо веры в Бога, — писал архимандрит, — существует и вера в человека, вера в его достоинство в его, быть может, ещё не раскрывшуюся глубину, о которой и сам он не всегда знает». Верить в человека уже и означает любить его. Для этого надо всего лишь его расслышать — когда он говорит, рассказывает тебе что-то, не думать о своем, не готовиться к ответу, выбирая, на что можно возразить, с чем согласиться, но просто слушать. Слушать, чтобы услышать, вот и всё! Но для того, чтобы услышать другого, надо научиться вслушиваться в себя, в голос своей совести, в голос той правды, которая присутствует в каждом, слушать и не бояться, не заслонять уши. Да, надо научиться слушать себя и себя узнавать, хотя если делать это всерьёз — это невыносимо. Это знают монахи, это знают одинокие люди. Вместо глубины и богатства человеку открывается его внутренняя бедность и пустота. Попробуйте посидеть день-другой в закрытой комнате, не выходя, лишив себя всех внешних впечатлений. Попробуйте побыть наедине с собой. Многие монахи выбегали из своих келий с криком — такое тяжкое это испытанье — увидеть себя. Люди в одиночных камерах часто сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. Наша внутренняя пустота — страшная, и ничем на земле её не заполнить, какие бы земные наслажденья и радости мы не бросали туда, все исчезнет, как в чёрной скважине, один только Бог…» Конец цитаты.

Просто я вдруг «услышала» Кириллова, с которым мы в общем-то не великие друзья, и не напряглась только потому, что была после Причастия. Такая глубина у него, которая запросто может скоррелировать с собственной внутренней пустотой. Не случилось, слава Богу. Случилась радость. От песен его.

х х х

Великим постом я постигала литературные труды отца Константина. В пост принято читать отцов, поэтому я решила внять этой премудрости и проникнуться его «фэнтазийными» сочинениями. Раньше чего-то не случалось. То Пушкин, чей-то сын, под руку подвернётся, то Златоуст, то Закон «Об образовании в Российской Федерации». На втором благословенном этаже петрозаводской православной ярмарки, где Россия целеустремленно шла от покаяния к воскресению, отец Константин проводил встречу с читателями. Было их, под стать этажам, двое, что меня поначалу заело. Не часто у нас просветительские встречи священники проводят всё же, в выходной день, в частности. Но я вовремя вспомнила, что бродя по пустырям, христианину требуется искать с лупой цветы, а не коровьи лепешки, и меня отпустило, как по писаному. Отец зачитывал отрывки из своих многочисленных книжек, комментировал их, мы слушали. Абсурдность ситуации сообщала аппаратура, которая транслировала чтение на первый этаж. То есть бойкая торговля «чем Бог послал» проходила под грозные раскаты голоса, вещающего о последних часах умирающих воинов на поле боя. Боль, грязь, кровь, ужас, отчаяние и мёд в розлив. То ещё соседство.

Потом, когда мы вниз спустились, тетушка, приставленная книгами торговать, стала отцу Константину советовать, как ему попроще писать, а то больно мудрено для простого православного россиянина у него выходит. И я, помятуя своё сложное филологическое устроение, подумала, что, возможно, я теряю «своего» писателя. Приняв в дар «Воителей» с «Прорывом», углубилась в чтение.

Первое впечатление — писали два разных человека (оба не писатели в классическом смысле слова), объединенных одной идеей. Потому что в «Воителях» действительно какие-то «выходы из-за печки» (богословские построения и «воспитательный фактор», которые можно дать не в лоб, а через сюжет) перемежаются с занимательным повествованием. В «Прорыве» всё чётко, логически связанно, без длиннот и прицельных назиданий «сюда ходи, туда не ходи». Нормальная книжка для подростков, на мой взгляд. ОТК пройдено, будем с учениками знакомиться. Я там уже пораздавала «верным».

А второе впечатление — красивая проповедь человека, который «верит в мечту» и живёт по ней. Мечта простирается в область людских взаимоотношений. Себя, простите, процитирую, потому что тоже этой темой переболела:

Как говорить в адрес другого

«Брат»

И не ощущать, что соперник.

Я не великий знаток пророчеств о конце времен, относительно далека от проблемы «воительства», но книги и не грузят, эти темы — фоновые. А главное — люди, их движения души, блуждание или направление мыслей, совершение поступков и осознание личной ответственности за них. Художественный повод в себе ревизию произвести, пока не поздно.

В общем, не зряшное чтение. Как и положено у отцов, душеполезное. А простым россиянам — google в помощь.

МАШЕЗЕРО. 15 ЯНВАРЯ

 

Всё, что нас не убило,

Превратило —

К сожалению —

Сердце — в жесть,

Научило

Стрелять

Без терзаний

И метить малые родины —

Мы на них, дескать, есть.

Но сегодня,

Стоя на службе

В простом деревенском храме,

Погрузившись в «двухнотное» пение,

Я поняла,

Что рано

Записала себя в глухие подонки,

Потому как в области сердца

Пение

Отдавалось звонко,

Дарило по искре восторг,

По крупице — покой,

По капле — слёзы.

То есть как-то оно задело меня серьёзно,

Навело на мысли

О доброте,

А отец Константин закрепил их с амвона:

Да, мы к милосердию призваны,

Всякий ближний достоин оного,

Что святой Серафим

Призывал к любви,

И сам освятился ею…

 

А мы, как чумные,

Даже думать об этом не смеем,

Зато ругаемся матом,

Пьём и дерёмся,

А жизнь пролетает мимо…

 

В общем,

Чуть-чуть

Вразумилась.

 

Моли Бога о нас,

Преподобный

Отче наш

Серафиме.

КЛЮЧ ВОДЫ ЖИВОЙ

Чего жаждет человек? Утоления жажды.

Чего жаждет человек? Не возжаждать вновь.

Бывает ли такое? Да, ибо «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). Аминь.

 

Сегодня сырым пасмурным ноябрьским днём в Петрозаводске произошло чудо. Вряд ли весть о нём расплавит «все экраны страны» или потрясет мир, подобно преуспевшей в живописи обезьяне или сменившей возраст/пол поп-звезде. Господь наш Иисус Христос являет Собой тихую красоту смирения, поэтому и чудеса Его отличны от трюков «Cirque du Soleil». Но когда уже восторженные вопли по поводу очередного фейка стихнут, шумиха устанет от самой себя, имена героев на час будут преданы забвению, а их могилы и биографии порастут быльем, чудо Божье будет царить веками и всякий день — как будто впервые: так же свежо, жизненно и живо. Ибо источник его — Сама Жизнь.

Итак, слушайте, граждане Петрозаводска, и не говорите, что вы не слышали: на Ключевой забил очередной ключ… Ну и типа «эка невидаль», да? Однако, это ключ не простой — черпающий из него «не будет жаждать вовек», а вода, которую Господь дал нам, «сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). В роли этого чудесного родника выступил палаточный храм во имя иконы Божией Матери «Скоропослушницы», в котором сегодня при народном столпотворении прошла первая Божественная литургия, как раз выпавшая на день этой чудотворной иконы. Служил неутомимый отец Константин Савандер, который потихоньку и возводит долгожданный храм.

Появление «Скоропослушницы» в своё время также было сопряжено с чудом. В 1664 году на святой горе Афон трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с зажженной лучиной, услышал от образа Богородицы, висевшего над дверью, голос, который запретил ему здесь ходить и коптить святой лик. Нил подумал, что это его разыгрывает кто-то из монахов, и гласу не внял. Так он и продолжал ходить туда с коптящей лучиной. И вот внезапно он ослеп.

Всякая болезнь дается человеку во спасение. Так и Нил осознал свой грех, раскаялся в нем и стал молиться перед иконой Божией Матери, умоляя о прощении. И вновь услышал чудный голос, извещавший о прощении и возвращении зрения и приказывающий возвестить всей монастырской братии: «С этой поры будет именоваться сия икона Моя Скоропослушницею, потому что скорую всем, притекающим к ней, буду являть милость и исполнение прошений».

История повторяется. Потомки нерадивого Нила, не только коптившие, но и вовсе сжигавшие иконы в течение семидесяти лет, обращают свой невидящий взор ко Владычице и вопят что есть мочи: «Богородица! Матушка! Не отвратись от нас, многогрешных! Посмотри — мужья наши надменны, злоречивы, нечестивы, жены самолюбивы, сребролюбивы, не любящие добра, напыщенны, чада — горды, родителям непокорны, неблагодарны, недружелюбны, а все мы совокупно более сластолюбивы, нежели боголюбивы! Спаси! Помоги! Погибаем!» И при таких нехитрых раскладах отблеск «Скоропослушницы» живет в каждой богородичной иконе. Да и Господь разве что только ДОЛГОтерпелив в отношении беснований наших ежедневных, а так — не то что по первому зову, а даже опережая его, всё даёт душе на пользу. Иначе б мировая история на территории России уже подошла бы к своему логическому завершению. А пока вот собрались на Ключевой, литургию послужили при электрическом свете и различных благоукрашениях.

Литургия — общее дело. И здесь опять хочется поговорить о «невозможном у человека».  «И то, что невозможно одному, возможно нескольким людям, которые объединятся, чтобы вместе бороться за добродетель и вместе идти ко Христу. Человеку трудно спастись в одиночку, но гораздо легче как члену церковной общины. Именно Церковь — то духовное пространство, где мы идем к Богу друг вместе с другом и где Бог — наш сотрудник и соработник в деле нашего же спасения. То, что по человеческим представлениям превышает наши силы, становится для нас возможным, если мы призываем на помощь Бога», — писал митрополит Иларион (Алфеев). И пусть по городу опять веет то ветерок, то матерок, а в палаточном храме на Ключевой — любовь, радость, мир, благость, милосердие, вера, кротость да людское братство. Текут они ручьями духовными во все концы света, от человека к человеку, напояя жаждущих и не иссякая из века в век.

Поэтому, как возжаждешь, житель ключевской да и не только, до такое степени, что пресной водой не отпоиться, так сразу вспомни то, что тебе — да, именно тебе! — сказал Сам Спаситель мира: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»(Ин. 7:37).

Было бы предложено…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: