Мелиоративный: Христос посреди нас

 

Мы летим на быстрокрылой «мазде» Андрея Лукина вдоль потрясающих карельских пейзажей. Осень вступила в свои права, поэтому золото берёз слепит глаза, киноварь клёнов создаёт пасхальное настроение, а поля пожухлой травы вызывают чувство покоя — близится время зимнего созерцания. Вчера читала, как одна женщина после долгого времени, проведенного в суете бессмысленных дел, фитнес-клубов, салонов красоты, шопинга, танцполов восклицала: сколько ж времени было потрачено зря! я ж ничего вокруг не замечала! не видела лучей солнца, пробивающихся сквозь серебристые ветви ив! не рассматривала прожилок-паутинок на лепестках шиповника!..

Машина летит вперёд, а я думаю о том, что жизнь неумолимо проходит мимо, на бешеной скорости, которую мы сами себе задаём, безвозвратно теряя глубину и неповторимую красоту данного момента, того «сейчас», которое с большой любовью сотворил для нас Господь, чтобы мы остановились, вдохнули, выдохнули и… возликовали вместе с Ним, вошли в радование Его.

Останови, Господи!

х х х

В храм прп. Серафима Саровского посёлка Мелиоративный Прионежского района мы приехали… По зову сердца, в общем. Другой причины не нашлось. Я в нём была не раз и не два, особенно когда там служил его основатель и известный храмостроитель земли карельской протоиерей Геннадий Кузькин. Поэтому, считай, заявилась, как к родным. Сейчас его настоятелем является отец Григорий Михневич.

— Он просто чудо! Замечательный батюшка! Ты увидишь! — восклицал всю дорогу Андрей, вводя в курс событий составившую нам компанию Фотинию, для которой эта поездка была первой. — Он всегда говорит от сердца, без лишней назидательности! К нему очень хочется ехать!!!

Батюшка действительно произнёс во время службы не одну проповедь, но об этом чуть позже. Сначала — о начале:) Попадая на разные приходы, остро ощущаешь их дух — общинный или же прохладный, любви или разобщённости, взаимопонимания или отчуждённости. В Мелиоративном ты прямо с порога попадаешь в большую христианскую семью. Люди живо общаются, внимательны по отношению друг к другу, а когда начинается служба, то… Как они здорово поют — громко, радостно, как будто ничего прекрасней в жизни с ними никогда не происходило!

Сразу вспомнился случай, когда один атеистически настроенный человек привозил в храм батюшку на воскресную литургию, ждал его в машине, а когда тот вернулся, участливо спросил: «Отче! У вас в храме сегодня, наверное, произошло какое-то горе, да?» Священник удивленно вскинул брови: «Нет, что ты! Всё хорошо! Ничего страшного не случилось! А почему ты так подумал?» — «Так там люди выходили с какими-то напряженными, скорбными лицами. Как будто они чем-то расстроены». Картина известная. В храме «Христос воскрес!», а у нас на лицах — несмываемая печать мира сего с его попечениями, рождающими новые попечения, тяготами, проблемами, неразрешимыми вопросами и прочими «радостями» «нашего тяжелого времени».

Кому вообще в голову пришло назвать наши времена тяжёлыми? Какому-такому нехристю, который явно запамятовал, что было ещё пятьдесят… Да ладно, пятьдесят — двадцать лет назад! Тогда такого благолепия, тепла, света, литературы, мероприятий, занятий, просветительских передач по телеканалам (ПРАВОСЛАВНЫМ!) и прочих «Евангелий в каждый дом!» не наблюдалось и близко. А сейчас… И потом, какая самая большая, она же единственная, печаль может приключиться с христианином? Если вспомнить святоотеческую литературу, то — разлука со Христом… Может, потому лица-то кислые?

— Должна произойти встреча с Господом! — восклицал с амвона отец Григорий. — Иначе духовная жизнь формальна. Вчитывайтесь в Евангелие, размышляйте над его строками… Сегодня мы слышали о главных заповедях, которые Христос называет фарисеям: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Мы все любим Бога — кого ни спроси, но как? Давайте вслушаемся в то, что говорит Христос! «Всем сердцем твоим»! Т. е. наши устремления, чувствования, переживания должны быть освящены Богом. Но так ли это на самом деле? Если б это было так, то мы бы не злились, не осуждали, не обижались, не совершали бы грехов… «Всею душею твоею» призывает Христос возлюбить Бога! Все таланты, дарования должны послужить Господу, прославлять Его. Часто ли это происходит? Много ли опер, фильмов, стихов написаны таким образом? Наоборот, всё это служит человеку, продвижению его имени среди людских имён. Редко, кто обращается к Богу и благодарит Его за благие дары. Куда чаще художник восхваляет себя: я смог… я достиг… я совершил… я… я… я… Всем разумением должны мы возлюбить Господа! А это что значит? Ум должен принадлежать Богу, а не мирским вещам. Например, не блуждать во время молитвы. У нас это так? Мы думаем о чём угодно. Приятель нам обидное слово сказал, а у нас тут же буря помыслов возникла, и мы денно и нощно ведём диалоги: надо ему так сказать… так возразить… так ответить… А где же здесь Бог? Нет Его! Как же так? Необходимо над собой работать. И вот когда эта заповедь будет усвоена, она даст содержательное наполнение второй заповеди о любви к ближнему. Тогда мы будем искать, как ему послужить, а не себе приятные условия создать…

Вообще, «приятные условия» — это камертон нашей повседневной жизни. Мы редко себе в этом признаёмся, но если проанализировать некоторые «мелочи», исподволь выскакивающие то там, то сям (всякие тренинги психологические, лекции на тему «как состояться...», беседы о достоинстве христианина, разнообразных правах, диетах и проч.), то можно заключить, что наша задача на сегодняшний день — постичь науку, как бы покомфортнее сораспяться Христу, чтобы потом пофотогеничнее лежать в гробу.

У нас же по сайтам да «контактам» нередки восторги по поводу, что однажды некий «волшебник» от психологии вдохнет в тебя жизнь, и «ты будешь мотивирована и целеустремленна», «пересилишь обиду от неоцененного труда», «ты знаешь! сумеешь! добьёшься результатов!», «в се физические и психические ресурсы находятся под твоим полным контролем»… Чистой воды антихристова мантра. Тем паче, если дать себе труд сравнить эти смелые заявления с сегодняшним апостольским чтением: « Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор. 6:3-10). С чего это апостол Павел вдруг так заговорил? А с того, что «все физические и психические ресурсы» у него и соратников находились «под полным контролем» Господа, и ему всё равно было до обид по поводу «неоценённого труда». В темнице, под ударами — слава Богу! В ареопаге, в почестях — Богу слава! Главное, что в Духе Святом и нелицемерной любви. Вся мотивация, в общем.

После литургии на трапезе Андрей Лукин рассказал, как надо детей воспитывать, а мы ели и внимали душеполезным поучениям, почерпнутым из прп. Порфирия Кавсокаливита и богатого жизненного опыта оратора: всё ж трое детей-христиан — это вам не баран чихнул. На самом деле, сколько б он там ни вещал, главный показатель его состоятельности — это абсолютно дивные Аня, Маша и Боря, общение с которыми на протяжении всей моей длинной жизни приносило только радость, граничащую с восхищением. Правда. Как бы их папа иногда палец к небу ни воздымал с возгласом «Ну разве так можно, а?!», я удивлялась их недетской мудрости, рассудительности и, главное, искренней вере. Все шалости, неурядицы, недостатки — явления преходящие. А вера… Просто «прииди и виждь».

Вот так незаметно пролетел воскресный день на приходе храма св. Серафима Саровского, который оставил яркое впечатление, что Христос посреди нас — во взаимном понимании, уступчивости, благодушии, участии, отзывчивости, кротости… Это ли не красноречивый пример воплощения посыла проповеди отца Григория в жизнь?

Итого: Господь нас остановил. Мелиоративный. Добрый пастырь. Добрые прихожане. Чудо «сейчас».

 

ОСТАНОВКА В ТИШИНЕ
(Мелиоративный, 29.09.2019 г. по. Р. Х.)


Мы бежим, а жизнь проходит мимо.
Нам не видно, как стареет ива,
Как сияет детский взгляд невинный,
И как туча может быть красива,
Как Господь короткое мгновенье
Радостью Своей Любви наполнил,
И как жизнь в своём преполовенье
Тихо листопадом шепчет: помню...
Что на финише мы Господу ответим?
Что кроссовки Reebok лучше Puma?
Что гнилушками чадим мы, а не светим?
Как из милосердного стать умным?
Страшен этот бег, а чемпионов
Ждёт тюрьма из собственного тела...

Серафимов храм. Цветы. Иконы.
Остановка в тишине. Благое дело.

 

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: