Неисправности АБС и их симптомы

Выполнение работ по ремонту системы управления антиблокировочной тормозной системы.

РАБОТА АНТИБЛОКИРОВОЧНОЙ СИСТЕМЫ

Основная проблема, снижающая эффективность торможения – блокировка колес. В этом случае резко снижается сцепление с дорогой, после чего автомобиль теряет управляемость. Особенно опасна блокировка колес во время поворота, при движении по мокрой или скользкой дороге, а также при использовании неравномерно изношенных покрышек. Антиблокировочная система (АБС) позволяет сохранить эффективность торможения в любых условиях.

КАК РАБОТАЕТ АБС

Основа системы – датчик, передающий на контроллер информацию о скорости вращения каждого колеса. На многих автомобилях колесный датчик АБС является также датчиком скорости. Принцип работы этого устройства основан на эффекте Холла – изменении ЭДС (электродвижущей силы) катушки индуктивности, когда рядом с ней проходит кусок металла. Датчик установлен с обратной стороны ступицы колеса. Он состоит из зубчатой шестерни и катушки индуктивности. Когда колесо вращается, зубья шестерни проходят рядом с катушкой и производят в ней ЭДС. Сигналы с катушки поступают на управляющий блок.

Если один из датчиков перестал подавать сигналы, то контроллер подает сигнал на модулятор (блок клапанов), который снижает давление в тормозной магистрали соответствующего рабочего цилиндра тормозов. Колодки тормозного механизма разжимаются до тех пор, пока датчик снова не начнет подавать сигналы. После чего давление снова возрастает, чтобы повысить эффективность торможения. Как только колесо снова приблизится к порогу блокировки, процесс повторяется. Этот процесс происходит даже в том случае, если блокируется не одно, а два или три колеса. В результате торможение происходит рывками, с постоянно изменяющимся давлением в тормозной магистрали каждого колеса.

ТИПЫ АБС

На легковых автомобилях применяется антиблокировочная система следующих типов:

· с гидронасосом и полностью электронным управлением;

· с главным тормозным цилиндром, подкачивающим насосом и электромеханическим управлением.

Основное отличие различных систем ABS в способе создания давления тормозной жидкости. В системе с гидронасосом и полностью электронным управлением торможение происходит за счет открытия клапанов. При нажатии на педаль тормоза, ее датчик определяет усилие, затем передает сигнал контроллеру, который, в свою очередь, управляет работой блока клапанов. Когда открывается подающий клапан, то жидкость, находящаяся в гидроаккумуляторе под большим давлением, поступает в соответствующую тормозную магистраль. Чем сильней/ дольше открыт клапан, тем больше жидкости поступает в магистраль, а значит, выше тормозное усилие. Когда водитель отпускает педаль тормоза, ее датчик информирует об этом контроллер, который посылает команду блоку клапанов. Модулятор полностью закрывает подающий и открывает обратный клапан. В результате жидкость проделывает следующий путь: приемный резервуар → насос → гидроаккумулятор.

Антиблокировочная система тормозов также существует в упрощенном варианте. В ней основное давление создает главный тормозной цилиндр, с которого жидкость поступает в модулятор. Для обеспечения пульсирующего торможения к модулятору подключен подкачивающий насос, который поддерживает заданное давление на входе. Устройства такого типа заметно дешевле, к тому же тормозная система работает даже при выключенном двигателе и снятом аккумуляторе. Неисправность любого элемента, кроме главного и рабочих цилиндров, приводит к снижению эффективности торможения, но не является критическим. Если контроллер или модулятор такой АБС повреждены, тормоза будут работать так же, как на автомобилях без нее.

ОБСЛУЖИВАНИЕ АБС

Антиблокировочная система нуждается в регулярном обслуживании, состоящем из следующих операций:

· замена тормозной жидкости;

· проверка состояния главного и рабочих тормозных цилиндров;

· проверка модулятора;

· проверка насоса;

· проверка тормозных трубок и шлангов;

· проверка колесных датчиков;

· проверка электропроводки.

Самостоятельная замена тормозной жидкости возможна только на системах, где давление создает главный цилиндр. Эту операцию проводят так же, как на автомобилях без АБС – старую жидкость сливают, наливают новую, затем прокачивают всю систему. На автомобилях с вакуумным усилителем тормозов возможен самостоятельный ремонт рабочих и главного тормозных цилиндров. На автомобилях с электронной АБС для замены жидкости, прокачивания системы или ремонта отдельных узлов необходимо специальное дорогостоящее оборудование. Поэтому такие работы необходимо доверять только проверенному автосервису.

НЕИСПРАВНОСТИ АБС И ИХ СИМПТОМЫ

Во всех автомобилях с АБС установлены средства самодиагностики системы. Они позволяют определить исправность датчиков, модулятора и контроллера. При обнаружении неисправности, средства самодиагностики подают сигнал с помощью лампы АБС. Если загорелась лампочка ABS, необходимо срочно доставить автомобиль в автосервис для диагностики. В противном случае велика вероятность потери эффективности торможения.

Если загорелась лампочка ABS, но педаль тормоза работает (автомобиль тормозит), вы можете самостоятельно провести первичную диагностику и мелкий ремонт. Для этого понадобится яма или эстакада. Наиболее частая неисправность – обрыв, окисление или отход сигнального провода от колесного датчика. Необходимо закатить машину на эстакаду или яму и внимательно осмотреть все провода, которые идут к колесным датчикам. Возможно, один из проводов перетерся, порвался или отошел от датчика. В половине случаев, восстановив цепь датчик – контроллер, удается нормализовать работу всей системы.

Если же провода целы и подключены к соответствующим разъемам, и при этом лампочка не гаснет, необходимо проверить, как закреплен и работает каждый колесный датчик. Если вы разбираетесь в работе устройств, использующих эффект Холла, то сможете проверить датчик с помощью вольтметра или осциллографа. Если не разбираетесь, то необходимо доставить машину в автосервис. Диагностика модулятора и контроллера или ремонт блока ABS возможны только в условиях автосервиса, потому что необходимо дорогостоящее оборудование и специальная подготовка.

Проблем с антиблокировочной системой может быть достаточно много, можно выделить 4 часто встречающихся причины неисправности АБС:

1. Имеются обрывы в проводе датчика АБС или неисправность блока контроллера. В этом случае высвечивается ошибка, перестают подаваться сигналы об изменении угловых скоростей и вся система отключается.

2. Выход из строя колесных датчиков. Когда АБС после включения проходит самодиагностику и находит ошибку, но продолжает работать. Причина чаще в окислении контактов, плохом соединении с питанием системы или замыкание колесных датчиков на массу.

3. Разное давление шин и рисунков протекторов. Как правило, информация об угловой скорости в этом случае поступает с дополнительного устройства. Когда одно из колес спущено или протектор одного колеса более грубый, чем на остальных, то оно начинает притормаживать. Кроме того, тот же эффект можно наблюдать, если установить покрышки с разной степенью износа.

4. Механическое повреждение элементов – сепараторов ступичных подшипников, решеток, облом провода возле датчика, износ подшипника ступиц, наличие люфта и надлом ротора датчика колеса. При этих поломках АБС не запускается вовсе. Сюда же можно отнести сбой насоса АБС.

Все вышеперечисленные проблемы можно решить своими силами, иногда достаточно выявить проблему и произвести ремонт некоторых блоков АБС, чем производить полную дорогостоящую замену оборудования. Самыми уязвимыми в схеме АБС являются колесные датчики, которые находятся рядом с вращающимися ступицами и полуосями. Местоположение датчиков плохое, так как грязь и увеличенный люфт в подшипниках ступицы может спровоцировать сбой в их работе, сводя тем самым всю работу антиблокировочной системы тормозов на нет.

Не редко на работоспособность блока влияет напряжение между клеммами аккумулятора. Если напряжение уменьшено до 10,5В или ниже, то система может сама резко выключиться через предохранительный блок. Так как предохранительное реле всегда реагирует на недопустимые всплески и колебания напряжения в сети транспортного средства. Исключить такие ситуации можно, если не разъединять электрические разъёмы при включенном зажигании и работающем двигателе. Нужно постоянно наблюдать за контактами соединений на генераторе и не запускать двигатель методом «прикуривания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: