Развитие устной и письменной речи обучающихся

В профессиональном стандарте «Педагог» обозначено требование, предъявляемое к педагогу: он должен уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их, должен развивать коммуникативную компетенцию обучающихся. Под коммуникативной компетенцией подразумевается овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи.

Учителю принадлежит особая роль в развитии и совершенствовании речевой культуры общества. В процессе преподавания коммуникативным лидером является именно учитель: сообщает информацию, организует обмен ею, регулирует взаимоотношения между учащимися. Слово – это главный инструмент педагога, поэтому оно должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи.

К учителям-предметникам предъявляются требования в отношении качества их речи, соответствия её нормам современного русского литературного языка. Эти требования предъявляются как к письменной, так и устной речи школьных учителей. Всем учителям-предметникам необходимо

- соблюдать правила литературного произношения, построения грамматически правильной и логически точной речи;

- следить за речью учащихся во время устных ответов, систематически исправлять отклонения от норм литературного языка (соблюдение орфоэпических, грамматических и речевых норм),

- бороться с употреблением жаргонизмов, вульгаризмов, а также диалектных слов и выражений на уроке и вне урока;

- обращать внимание на качество чтения вслух, совершенствовать навыки выразительного чтения, повышать уровень развития произносительно-слуховой культуры учащихся (чёткость дикции, умение определять место логического ударения, соблюдение правильной интонации).

Воспитание речевой культуры учащихся должно осуществляться в единстве требований и подходов общими усилиями учителей-предметников. Оценивая на уроке устное высказывание ученика, необходимо учитывать содержание высказывания, его логическое построение и речевое оформление. Для формирования речевой культуры учащихся важны умения слушать и понимать речь учителя и других учеников, умение задавать вопросы, участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

Особенно актуальным становится обращение к этим компетенциям педагога в связи с введением устного собеседования по русскому языку для выпускников 9-х классов как допуска к государственной итоговой аттестации на этапе основного общего образования. Формат проведения данного собеседования предполагает участие в процедуре не только преподавателей-филологов в качестве экспертов, оценивающих работу ученика, но и учителей других предметов в качестве экзаменаторов-собеседников. Диалог, который они будут вести совместно с учеником, должен воспроизводить естественную и привычную форму речевого взаимодействия, предполагающую свободное самовыражение. Апробация проведения устного собеседования в 2017-2018 учебном году выявила дефицит специалистов, способных эмоционально расположить ученика к беседе. Данная позиция актуализирует необходимость повышения квалификации специалистов, участие которых предполагается в качестве экзаменаторов-собеседников при проведении итогового собеседования. Наряду с этим необходимо обратить внимание, что развитие коммуникативных универсальных учебных действий возможно только в условиях учебного сотрудничества, предполагающего продуктивный диалог между учителем – учащимся / группой учащихся, учащимся – учащимся / группой учащихся. Следовательно, актуальными вопросами организации методической работы остается освоение всеми педагогами способов формирования / развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий.

 

Организация образовательной деятельности в условиях инклюзивного образования

Структура рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам начального общего образования общеобразовательной организации (далее – АОП) определяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации и определяется вариантом реализуемой АОП.

Структура рабочих программ учебных предметов, коррекционных курсов в зависимости от варианта реализации АОП должна соответствовать ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Информация об учебниках и учебно-методической пособиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 1 дополнительного и 1 класса в части, не противоречащей действующему законодательству, представлена в письме Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.08.2016 года № 07-3517 «Об учебниках для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Структура рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе коррекционно-развивающей области, для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образованияопределяется локальным нормативным актом общеобразовательной организации.

При разработке рабочих программ учебных предметов, курсов для учащихся по адаптированным общеобразовательным программам основного общего образования можно учитывать структуру, определенную в п. 18.2.2. ФГОС ООО.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: