Рекомендации по изучению сложных тем учебного предмета «Иностранный язык» на основе анализа результатов внешней оценки качества образования

Особенности разработки рабочих программ, в том числе использование информационно-методического ресурса «Модельная региональная основная образовательная программа основного общего образования» и/или информационной системы «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования»

Рабочие программы определяют содержание предмета, объем и порядок изучения материала, а также включают элементы содержания, учитывающие национальные, региональные и этнокультурные особенности (далее – НРЭО) Челябинской области.

При разработке рабочих программ начального общего и основного общего образования рекомендуется использовать информационную систему «Модельная региональная основная образовательная программа начального общего образования» (далее – МРООП НОО) и информационно-методический ресурс«Модельная региональная основная образовательная программа основного общего образования» (далее – МРООП ООО).

В Модельной региональной основной образовательной программе начального общего образования (далее – МРООП НОО) представлены рабочие программы по иностранным языкам (репозиторий Р2.2.1.3.1 МРООП НОО по английскому языку; репозиторий Р2.2.1.3.2 МРООП НОО по немецкому языку; репозиторий 2.2.1.3.3 МРООП НОО по французскому языку). Планируемые результаты, содержание и тематическое планирование в рабочих программах учебных предметов представлены с учётом НРЭО Челябинской области. МРООП НОО по иностранным языкам включает в себя предметное содержание речи, планируемые результаты и тематическое планирование рабочих программ по английскому, немецкому и французскому языкам. Рекомендуем использовать в образовательном процессе учебно-методическое пособие, обеспечивающее реализацию НРЭО: В родном краю. Иностранный язык. Тетина С.В., Жидкова И.Е., Воложанина Н.В., Стайоха М.Т., Шарафилова В.В. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка (начальное общее образование) / Министерство образования и науки Челябинской области; Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. Челябинск, 2016, представленное в репозитории Р.1.2.03 МРООП НОО.

В МРООП ООО представлены планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку (репозиторий Т1.2.3.4 МРООП ООО), система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по английскому языку: аудирование, устный опрос, чтение, письмо, частичный диктант, тест, контрольная работа (репозиторий Р1.3.3.2. МРООП ООО), рабочие программы по учебному предмету «Английский язык» (репозиторий Т2.2.1.2. МРООП ООО), включающие тематическое планирование (репозиторий Т2.2.1.3.1. МРООП ООО).

Для оказания методической помощи учителям английского языка, работающим в 5-9 классах общеобразовательных организаций, разработаны методические рекомендации «Особенности проектирования рабочих программ учебного предмета «Английский язык» с учётом предпрофильной подготовки [Электронный ресурс]: методические рекомендации / авт.-сост. С.В. Тетина, И.Е. Жидкова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2017. – 56 с. В сборнике представлен инструментарий для успешного ведения занятий по английскому языку в рамках предпрофильной подготовки (8-9 классы), а также на пропедевтическом этапе (5-7 классы).

В настоящее время разрабатываются рабочие программы по немецкому и французскому языкам, которые будут размещены в информационно-методическом ресурсе МРООП ООО в декабре 2018 года.

Отдельными общеобразовательными организациями Челябинской области осуществляется введение ФГОС СОО в пилотном режиме. Составителям рабочих программ следует руководствоваться ФГОС СОО, ориентироваться на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения иностранного языка.

Также в 2018-2019 учебном году продолжится преподавание учебного предмета «Иностранный язык» в 9-11 классах по ФК ГОС. С рекомендациями по разработке рабочих программ учебного предмета «Иностранный язык» можно ознакомиться в методических рекомендациях по преподаванию учебного предмета «Иностранный язык» в 2017-2018 учебном году.

 

Рекомендации по изучению сложных тем учебного предмета «Иностранный язык» на основе анализа результатов внешней оценки качества образования

С целью эффективной подготовки к государственной итоговой аттестации (далее ГИА) в форме основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) и единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) необходимо обратить внимание на то, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) по иностранным языкам проверяют не то, что знает экзаменуемый о языке, а насколько он реально владеет иностранным языком.

Подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, помимо собственно обучения иностранному языку и развития предметных умений и навыков, должна обязательно включать в себя следующие аспекты:

- ознакомление с форматом заданий, в том числе задания со свободно конструируемым ответом;

- отработку четкого следования инструкциям к заданиям, в том числе развитие умения соблюдать регламент выполнения конкретного задания;

- ознакомление с критериями оценивания задания по письму, объяснение предъявляемых требований;

- отработку стратегии выполнения тестовых заданий с их последующим анализом и самоанализом.

При написании личного письма наиболее типичными ошибками являются:

- неумение представить полный и точный ответ на запрашиваемую в письме информацию;

- неумение ставить вопросы в соответствии с предложенной темой и/или недостаточное количество вопросов;

- логические ошибки, отсутствие средств логической связи при переходе от одного абзаца к другому;

- лексико-грамматические ошибки.

При написании письменного высказывания с элементами рассуждения «Моё мнение» типичными ошибками являются:

- отход от темы и «топиковость», т.е. изложение выученного текста, отдаленно связанного с предложенной проблемой;

- неверный выбор стиля (письменное высказывание с элементами рассуждения требует нейтрального стиля);

- несоответствие аргументации заявленному тезису (мнению);

- повтор аргументации при высказывании своего и чужого мнений;

- отсутствие развернутой аргументации;

- неправильное формирование контраргументов;

- неумение сформулировать проблему в начале высказывания (повторение формулировки задания) и сделать вывод в конце;

- логические ошибки, в том числе расхождение авторской точки зрения во втором абзаце и в выводе;

- неиспользование или неправильное использование средств логической связи;

- лексико-грамматические и орфографические ошибки;

- несоблюдение требуемого объема (200–250 слов).

Для успешной подготовки учащихся к выполнению заданий устной части экзамена по иностранным языкам требуются учебные кабинеты, оснащенные компьютерами для записи ответов учащихся. Учителям иностранного языка рекомендуется оценивать ответы учащихся согласно критериям оценивания продуктивных видов заданий устного и письменных разделов ГИА (демоверсии ОГЭ и ЕГЭ по иностранным языкам).

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся для оценки качества образования и направлены на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, они позволяют сформировать единые подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Решение об участии школьников в ВПР принимается на уровне общеобразовательных организаций. Всероссийские проверочные работы проводятся по единым заданиям и оцениваются по единым критериям. Информация по результатам выполнения ВПР по иностранным языкам является инструментом самодиагностики общеобразовательных организаций и служит основой для методической работы учителей иностранного языка.

Результаты ВПР в основной школе позволяют определить уровень подготовки обучающихся, выявить проблемные зоны, а учителю помогают выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся в области изучения иностранного языка и определить перспективных для участия в олимпиадном движении по иностранным языкам учащихся.

ВПР в 11 классах по предмету «Иностранный язык» проводится для обучающихся, не планирующих сдавать соответствующий предмет в ЕГЭ. Первоочередной задачей ВПР в 11 классе является обеспечение оценки базового обязательного уровня подготовки в соответствии с ФГОС СОО.

Для подготовки обучающихся к оценочным процедурам на уроках иностранного языка целесообразно создавать коммуникативные ситуации по актуальной тематике, соответствующие их возрастным интересам.

Для эффективной работы учителям иностранного языка необходимо регулярно знакомиться с информацией, которая размещена на сайтах ФИПИ (http://fipi.ru/) и Рособрнадзора (http://www.obrnadzor.gov.ru/ru/).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: