- Проблема создания образа романтического «героя века» в «Кавказском пленнике», «Цыганах» Пушкина и «восточных поэмах» Байрона.
- Функция природы, пейзажа и описания в «южных» и «восточных» поэмах.
- Смысл философско-этической полемики с Байроном. Синтез естественности и культуры как идеал Пушкина.
Тема №5. «Евгений Онегин» - новый тип реалистического, социально-универсального романа в русской литературе
- Энциклопедизм пушкинского романа.
- Образ автора. Лирическое начало в романе.
- Эпическая линия в романе. Образ России. Проблема создания реалистического характера «героя века».
- Онтологическая драма Онегина, ее истоки и причины. Татьяна – «милый идеал автора». Судьба героев.
- Новаторство Пушкина-романиста.
Показатели и критерии оценивания
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Устный опрос – средство контроля усвоения учебного материала, организованное в виде опроса или собеседования преподавателя с обучающимися. | - знания и кругозор студента; - умение логически построить ответ; - владение монологической речью. |
|
|
Требования к структуре и оформлению | ||||
Показатели | Критерии оценивания | |||
«Неудовлетворительно» | «Удовлетворительно» | «Хорошо» | «Отлично» | |
1. Знание материала 2.Последовательность изложения 3.Использование иллюстративных и наглядных материалов (презентация, таблицы, схемы) 4. Владение речью и терминологией | содержание материала не раскрыто в полном объеме, отсутствует последовательность и продуманность изложения, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, не владеет терминологией | не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, последовательность изложения нарушена, недостаточно хорошо продумана, иллюстративные и наглядные материалы не использовались, допущены ошибки в определении понятий | содержание материала раскрыто в полном объеме, но допущены 1-2 ошибки в последовательности его изложения, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией | содержание материала раскрыто в полном объеме последователь-но, достаточно хорошо продумано, использовались иллюстративные и наглядные материалы, владеет речью и терминологией |
Тест
Тестовые задания (фрагмент):
1) К числу манифестов русского романтизма НЕ относится:
а) «Невыразимое» В. А. Жуковского
б) «Мои Пенаты» К. Н. Батюшкова
в) «Последний поэт» Е. А. Баратынского
г) «Сочинитель» и «Разбойник» И. А. Крылова
д) «Гражданин» К. Ф. Рылеева
2) Какой из литературных жанров этой эпохи стал одним из магистральных в творчестве поэтов – романтиков?
|
|
а) Ода
б) Идиллия
в) Сатира
г) Элегия
д) Романс
3) О ком из русских поэтов Белинский писал, что он «ввел в русскую поэзию романтизм…», «Его романтическая муза дала русской поэзии душу и сердце…»?
а) О Батюшкове
б) О Жуковском
в) О Баратынском
г) О Пушкине
д) О Лермонтове
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять знания, умения и навыки обучающегося. | 1. Задания закрытого типа предусматривают различные варианты ответа на поставленный вопрос (выбор одного правильного ответа; установление соответствия, определение последовательности и др.). 2. Задания открытого типа предполагают собственную формулировку ответа (слово или словосочетание); рисунок; предложение и др.). |
Критерии оценивания |
Коэффициент усвоения учебного материала – Ку. Он определяется как отношение правильных ответов обучающегося к общему количеству заданий (по В.П. Беспалько). Ку=А/Р, где А – число правильных ответов, Р – общее число заданий. Ку >0,7, то учебный материал считается усвоенным. |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 (90-100%) | высокий | отлично / зачтено |
4 (71-89%) | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 (51-70%) | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 (50% и менее) | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Конспектирование
Список источников, подлежащих конспектированию:
1. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
2. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира. М., 1997.
3. Золотусский И.П. Гоголь. М., 1984.
4. Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. М., 1997.
Характеристика | Требования к структуре и оформлению |
Конспект – средство проверки владения культурой мышления, способности к восприятию, обобщению, анализу информации, способности логически верно выстраивать письменную речь. | Перед текстом конспекта присутствуют выходные данные (автор, название, ссылка на сайт). Конспект содержит основную тему источника. |
Критерии оценивания |
- информационная достаточность; - соответствие материала теме и плану; - стиль и язык изложения (целесообразное использование терминологии, пояснение новых понятий, лаконичность, логичность, правильность применения и оформления цитат и др.); - наличие выраженной собственной позиции; - адекватность и количество использованных источников; - владение материалом. |
Показатели оценивания | Баллы |
Грамотное оформление выходных данных и количественной характеристики источника (страницы, рисунки, таблицы). | 1 |
Точность изложения основного содержания источника. | 1 |
Описание особенностей сделано с указанием на смысловые блоки (разделы, выводы). | 1 |
Отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей, литературный стиль. Соответствие заданному объему (до 3 страниц). | 1 |
Наличие ключевых слов. | 1 |
итого | 5 |
Шкала оценивания | ||
Баллы | Уровень | Отметка |
5 | высокий | отлично / зачтено |
4 | выше среднего | хорошо / зачтено |
3 | средний | удовлетворительно / зачтено |
2 | низкий | неудовлетворительно / незачтено |
Домашнее задание
Комплекты вопросов для домашних заданий к изучаемым темам
Поэты пушкинской поры: А.А. Дельвиг, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков.
1.Проблема творческого взаимодействия с пушкинской поэтической системой.
2.Художественные искания.
3.Проблема «лирического героя» и «романтической биографии».