Инфляция – процесс обесценивания денег, проявляющийся как устойчивое повышение общего уровня цен в результате превышения денежной массы суммы товарных цен.
Причины ифляции:
- дефицит госбюджета;
- опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда;
- монопольное ценообразование, в том числе произвольное определение цен государством;
- внешнеэкономические связи: импортируемая инфляция (посредством изменения курсов валют);
и др.
Формы проявления: рост цен, несоответствие роста цен улучшению качества продукции, ухудшение качества товаров при сохранении цены
Измерение инфляции: посредством индекса цен на товары и услуги. потребительской корзины. Индексы – это относительные показатели, характеризующие изменение цен во времени.
ЦПКтп
Iц = -------- х 100%, где
ЦПКбп
ЦПК тп – Цены товаров и услуг потребительской корзины текущего периода;
ЦПК бп – Цены товаров и услуг потребительской корзины базисного периода;
Типы инфляции (в зависимости от темпов инфляции): 1.Ползучая или умеренная – до 10% в год; 2.Галопирующая – 10-200% в год; Гиперинфляции (свыше 200% в год).
|
|
Последствия инфляции:
А. Позитивные.
- при незначительной инфляции стимулируется производство
- Выигрывают люди, взявшие кредит без учета инфляции;
- выигрывают предприятия в том случае, если рост цен на продукцию рост цен на сырье.
Б. Негативные:
- снижение реальных доходов населения;
- обесценивание сбережений;
- потеря у производителей заинтересованности в улучшении качества товаров;
- ухудшение управляемости национальным хозяйством.
ТЕМА 7. ПРЕДПРИЯТИЯ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
План
1. Сущность, функции и принципы предпринимательства
2.Организационные формы предпринимательства
3. Сущность и классификация предприятий
1.Сущность, функции и принципы предпринимательства
Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная деятельность хозяйствующих субъектов, напраленная на получение дохода.
Для предпринимательства необходимо наличие следующих экономических условий:
- относительная обособленность и экономическая свобода производителей;
- наличие рыночного пространства (деловой среды);
- развитые товарно-денежные отношения.
Термин «предпринимательство» ввел французский банкир Р. Кантильон в ХVIII веке. Под предпринимателями он понимал всех, кто не имел финсированного дохода.
Цель предпринимательской деятельности – прибыль как вознаграждение за предпринимательство. Одновременно прибыль – это и движущий мотив предприниматетеля.
Предпринимательство выполняет следующие основные функции:
|
|
- (ресурсная) предприниматель должен владеть экономическими ресурсами для хозяйственной деятельности;
- (организаторская) берет на себя инициативу соединения экономических ресурсов, выступает движущей силой этого процесса;
- (творческая) предприниматель принимает основные решения в процессе функционирования хозяйственного звена и выступает инициатором нововведений;
- (функция риска) - предприниматель рискует экономически, т.е. своим временем, трудом, деловой репутацией, капиталом.
Субъекты предпринимательской деятельности: Филическтие лица, юридические лица, группы физических или юридических лиц, государство в лице соответствующих органов.
Предпринимательская деятельность в условиях рыночной экономики ограничена. Ограничения ее проявляются в следующем:
1.определенные виды деятельности могут осуществляться только государственными предприятиями (производство и реализация наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, ценных бумаг и денег);
2.правительство устанавливает перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только при наличии лицензии;
3.отдельными видами деятельности можно заниматься только при наличии квалификационных документов (например: предоставление медицинских услуг).
4. Часть граждан не может заниматься предпринимательством (работники силовых структур, представители органов власти…).
Принципы предпринимательской деятельности:
§ ориентаци на запросы, вкусы и предпочтения людей;
§ стремление быть на острие событий;
§ максимальное использование конкурентных преимуществ;
§ соблюдение деловой этики;
§ постоянный творческий поиск и прагматизм.
2.Формы предпринимательской деятельности:
Существует большое многообразие форм предпринимательской деятельности, которые отражены в различных классификациях.
Первый вариант: По сфере деятельности выделяют:
- производственное;
- коммерческое;
-финансовое.
Второй вариант (по количеству участников):
1.И ндивидуальное предпринимательство, т.е. один собственник принимает единоличное решение и несет личную ответственность за ведение дел. Преимуществами данной формы являются:
- простота регистрации при создании
- наличие налоговых льгот
- оперативность
- полная самостоятельность и свобода действий,
- действие максимального побудительного мотива,
- конфиденциальность решений и информации.
К недостаткам относятся:
отсутствие дополнительных источников
трудность привлечения значительных капиталов,
неопределенность сроков деятельности
ограниченная возможность организации отдыха
ограниченные возможности диверсификации
2.Партнерство, т.е. форма, при которой два и более предпринимателей принимают совместно решения и несут коллективную ответственность;
Преимущества:
Простота регистрации
Рост возможностей привлечения финансовых ресурсов
Снижение риска банкротства
Недостатки:
Противоречия интересов собственников
Возможные разногласия владельцев в вопросах управления
Проблема «принципал – агент».
Партнерство выступают в ФОРМЕ полного товарищества, общества с ограниченной ответственностью и коммандитное общество.
3.Корпорация - это форма, при которой предприниматель, как правило, отделен от собственности, а его финансовая ответственность ограничена. Эта форма основана на акционерной форме собственности.
Преимущества:
Возможность диверсификации
Возможность привлечения значительных финансовых ресурсов
Возможность лоббирования интересов
Эффективный менеджмент.
Недостатки:
Сложная процедура регистрации
Проблема «принципал – агент»
Двойное налогообложениен
|
|
Новые форма предпринимательства:
Венчурное предпринимательство
Инжиниринг
Лизинг
Технопарки
Франчайзинг и др.