Ответ на вопрос 27: Урок – основная форма обучения. Типы уроков окружающего мира

Урок – основная форма организации учебной работы по естествознанию, при которой учебные занятия проводятся учителем с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки в течение определенного времени.

Урок окружающего мира является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Урок позволяет учителю, применяя систему разнообразных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над формированием основных природоведческих представлений и понятий.

 Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядок, обусловленных внутренней логической связью. В структуре урока обычно выделяют следующие этапы: 1) организация начала урока; 2) повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке, а иногда и нескольких предыдущих уроках; 3) изучение нового материала; 4) закрепление нового материала; 5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке; 6) домашнее задание. Эта структура присуща и урокам начального естествознания. Однако она варьирует в зависимости от типа урока, его конкретного содержания и применяемой методики.

Можно перечислить следующие типы урока окружающего мира:

вводный урок;                                                                                

обобщающий урок;                                                                комбинированный урок;                                                                                            предметный урок.
Вводный урок
окружающего мира нацелен на введение учащихся в тему, раздел. Вводный урок можно проводить в следующих случаях:

-первый урок в первом классе. На данном уроке учитель знакомит детей с новой учебной дисциплиной - окружающий мир, с учебником и учебной тетрадью, правилами работы в них.

-первый урок новой большой темы, раздела. Урок проводится, если позволяет время. Нацелен на выявление знаний учащихся по теме, актуализацию их знаний, а также обзор перспектив изучения темы.

-первый урок четверти, учебного года.

 

Структура вводного урока включает организационный момент, анализ содержания учебника или раздела, ознакомление с учебником, тетрадью, прогнозирование. Преобладающими методами являются словесные и наглядные.

Обобщающий урок окружающего мира. Такой урок нацелен на обзор изученного материала и его обобщение. Может проводиться:

- в конце изучения большой темы, раздела;

- в конце четверти;

- при завершении каждого года обучения.

В структуру учебника для подобного урока часто заложен особый материал - игры, задания. Для обобщающего урока можно выбрать нетрадиционную форму проведения урока: урок-путешествие, урок-соревнование, урок- конференция и др. Преобладающими методами будут словесные, очень уместны игры.

Комбинированный (смешанный) урок. Этот тип урока является преобладающим, так как его структура позволяет реализовать различные виды деятельности: актуализировать знания, проверить их, изучить новое и закрепить.

Предметный урок окружающего мира – особый тип урока, характерен именно для дисциплины окружающий мир. Особенностями урока являются следующие:

-предмет изучения передается в руки учащихся (индивидуально, паре или группе);

- дети самостоятельно проводят работу по исследованию данного предмета: выявление свойств, опыты, сравнения.

 Ведущими методами проведения предметных уроков является группа практических методов. Не могут эти уроки проводиться и без применения словесных методов, из которых применяются беседа и объяснение.


Требования к уроку окружающего мира.

Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук. Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека. Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию.

 Урок Окружающий мир является основной организационной формой обучения и воспитания по данному предмету. Урок позволяет учителю, применяя систему разнообразных методов и приемов, планомерно и последовательно работать над формированием основных природоведческих представлений и понятий. Однако надо помнить, что эта работа проводится систематически из урока в урок, поэтому каждая тема программы представляет собой систему логически связанных между собой уроков. Чтобы ясно и отчетливо представить себе место каждого урока в этой системе, учитель осуществляет тематическое планирование, где намечает формы, методы и приемы работы, позволяющие ему достичь поставленные цели в процессе обучения и воспитания.

К урокам окружающего мира предъявляют следующие требования:

1. Учитель должен правильно представлять цель урока, какие природоведческие знания, умения и навыки будут сформированы на уроке, какая работа будет проводиться по общему развитию школьников, особенно по развитию у них познавательной деятельности.

2. Содержание природоведческого материала должно быть научным и доступным для детей данного возраста.

3. Следует тщательно продумать систему методов и приемов, позволяющих достигнуть наибольшей эффективности в работе учителя и в учебной деятельности учащихся. Большую роль в этом играют экранные пособия, позволяющие дать значительный объем информации в сжатом виде.

4. Необходимо проводить систематическую работу на уроке по развитию творческого мышления и познавательной самостоятельности учащихся; обеспечивать сознательное и прочное усвоение природоведческих представлений и понятий.

5. Весь ход учебного процесса на уроке должен обеспечить эффективность на каждом его этапе.

Система природоведческих уроков и выполнение указанных требований к ним должны обеспечить успешное восприятие, осмысление и закрепление знаний, умений и навыков, а также применение их на практике.

Вопрос.

Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс, и материал экскурсии тесно связан с программой по естествознанию, она становится формой общеклассной работы. В этом случае она включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса.

 

Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с жизнью: знакомит учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями.

 

Экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении экскурсий, помимо иллюстративного позволяет организовать активную познавательную деятельность учащихся.

 

На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

 

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях – наблюдение. Именно наблюдение позволяет формировать у ребенка полное и четкое представление об окружающем мире, выявлять взаимосвязи.

 

При изучении курса естествознания в начальной школе экскурсии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе. Они проходят через все классы в любой существующей на сегодняшний день программе по естествознани.

Виды экскурсии.

Экскурсии для начальных классов можно разделить по их содержанию. Обзорные включают в себя несколько тем, в которых основной упор делается исторические и современные сведения. В тематической экскурсии затрагивается только одна тема. Принято делить экскурсии на исследовательские, предусматривающие самостоятельную деятельность школьников, и иллюстративные, на которых можно лишь наблюдать и слушать экскурсовода.

Педагоги делят экскурсии по учебной цели на вводные, текущие, и обобщающие, различающиеся по периодам изучения экскурсионной темы. Наиболее распространено в младшей школе разделение экскурсий по тематикам:

· Наблюдение за природными явлениями, исследование отдельных природных объектов;

· Знакомство с ландшафтом, особенностями неживой природы;

· Экология, темы защиты природы;

· Экскурсии на производства;

· Посещение музеев и выставок.

Каждая тематическая группа экскурсий для начальной школы требует особой предварительной подготовки.

3)Структура экскурсии:

1. Вступление;

2. Основная часть;

 3.Заключение.

Вступление состоит из 2-ух частей:

 

- организационной (представление экскурсовода, фирмы, водителя, пилота, капитана, инструктаж по правилам безопасности)

 

- информационной (краткое сообщение по теме, маршруте, протяженности и продолжительности, время и место окончания экскурсии)

 

Вступление помогает экскурсоводу создать настроение необходимое для успешного восприятия экскурсионного материала, помогает сосредоточить внимание экскурсантов. Длительность вступления 4-6 минут. В тематических экскурсиях до 8 минут. Этого достаточно, чтобы познакомить группу с целью экскурсии, маршрутом и т.д. Во вступлении экскурсовод говорит о порядке осмотра объектов, о количестве выходов из транспорта. Во вступительном слове экскурсовод излагает правила поведения во время экскурсии.

 

Основная часть предполагает основное действие. В методике изложения материала большое значение имеет композиция построения основной части рассказа. Основная часть содержит введение в тему – это краткий рассказ об эпохе, истории объекта и т.д. Структура основной части: завязка (начало действия) – развитие действия – кульминация – развязка. Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, на сочетании показа и рассказа. Содержание основной части состоит из нескольких подтем. Каждая подтема состоит из 2-3 вопросов. Количество подтем в среднем составляет 5 –12.

 

В основной части подтемы должны быть подчинены строгой логичности, материал подбирается с учетом развития темы, показ объектов ведется от менее значимых к более значимым. Перед создателями экскурсии стоит задача соединить содержание всех подтем в единое целое. Эта задача решается с помощью логических переходов. Удачно подобранные логические переходы выполняют связующую роль, создают ощущение целостности 2-ух различных подтем, придают экскурсии стройность, обеспечивают логику в изложении материала и являются гарантом лучшего усвоения экскурсии. Часто в экскурсиях используют формальные переходы, которые не связаны с содержанием экскурсии и не являются логическим мостиком от одной подтемы к другой. Такие переходы неизбежны при осмотре музеев и выставок.

 

Заключение не связано с экскурсионными объектами. Оно помогает систематизировать в сознании экскурсантов большой и многообразный материал. Заключение даёт возможность изложить общие выводы, сформулировать общий итог экскурсии. Желательно напомнить тезисы экскурсии, чётко сформулировать выводы и порекомендовать ознакомиться с теми достопримечательностями, которые не вошли в экскурсию. Заключение состоит из 2-ух частей:

- итог основного содержания

- инфо о других экскурсиях

Заключение занимает не более 5-7 минут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: