Внеклассная работа может быть организована как массовая, групповая и индивидуальная

Особенностью массовых внеклассных мероприятий является то, что в них могут принимать участие все учащиеся школы или отдельного этапа обучения, например, только начальной школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники. Например, праздники урожая, «День птиц», «День леса» и др. Этому мероприятию предшествует огромная подготовительная работа. Здесь должен быть показ результатов какого-то труда, исследований учащихся. Важной составной частью природоведческих праздников является выставка, в экспонатах которой отражена практическая деятельность учащихся. В этом плане интересны традиционные праздники урожая. К сожалению, с исчезновением в школах учебно-опытных участков прекратилось и проведение таких очень ценных в воспитательном отношении праздников.

Другие виды внеклассных массовых мероприятий - экскурсии в музей в зоопарк, в заповедник, в планетарий и т. п. Обычно по числу участников они значительно менее массовые, чем праздники. Как правило, они проводятся с одним классом. Проводятся походы в природу, путешествия по экологической тропе, природоведческие олимпиады и др. Как видим, массовые внеклассные мероприятия носят эпизодический характер.

Значительно более регулярны групповые внеклассные занятия. Это, прежде всего разнообразные кружки юных геологов, юных географов, юных натуралистов, юных животноводов, юных цветоводов, юных лесоводов и т. п. Занятия кружков проводятся с определенной периодичностью, например раз в неделю или через неделю. Заранее составляется план работы кружка, в который непременно входит непосредственная работа с объектом. Полезно предварительно выявить, чтобы хотели исследовать сами дети. Конечно, младшие школьники за редкими исключениями еще не смогут определить для себя исследование, сформулировать опыт, но такое предварительное предложение определиться самим стимулирует их более осознанный подход в выборе предложенных руководителем тем опытов. Свою работу в кружке дети фиксируют в специальном дневнике, которым может служить обычная тетрадь.

Самостоятельные занятия отводятся на изучение болезней и вредителей комнатных растений. Если таковые будут обнаружены на каких-то растениях, желательно изучить и провести меры по защите растений. Здесь, как в случае с подкормкой растений, выбираются меры с наименьшим риском для здоровья детей. Это могут быть настои из трав, мыльные и зольные растворы, растворы перманганата калия (марганцовки).

На весенние занятия кружка планируется работа по пересадке растений. Сначала выясняется, какая пересадка необходима каждому конкретному растению: полная пересадка или только перевалка.

Обязательно изучаются способы размножения каждого из растений. Кружковцы выращивают растения разными способами. Как результат работы кружка за год -- подарки выращенных растений школе, детскому салу, общественным учреждениям своего населенного пункта, отдельным семьям и т. п. При проведении всех занятий кружка необходимо соблюдать правила гигиены и безопасности для здоровья детей. Эти правила желательно оформить в виде плаката и напоминать о них на каждом занятии, пока их выполнение для детей не станет привычкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: