Сущность процесса обучения

КОНСПЕКТ, ОТВЕТЫ на ТЕСТ

по дисциплине «Педагогика»

 

 

 

Выполнил:

студент группы ПФЗ- 10219                                                     Д. С. Гробова

Направление 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

Направленность «Психология и педагогика дошкольного образования»

 

Проверил:

канд. пед. наук, доцент каф. педагогики                                   Е.М.Захарова

 

                                                                              

 

Курган 2020

Содержание

Тема 1. Введение в дидактику. Понятие о дидактике. Категории дидактики: цели, мотивы обучения, принципы, методы, формы, средства, виды обучения, концепции образования, содержание образования. Процесс обучения, его функции и структура.

Тема 2. Принципы обучения. Понятие о принципах обучения. Характеристика основных принципов обучения.

Тема 3. Содержание образования. Принципы отбора содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план. Учебные программы. Рабочие программы. Ступени развития науки и формируемый тип интеллекта. Уровни и ступени образования.

Тема 4. Методы обучения. Понятие о методах и приемах обучения. Классификация методов (по Ю.К. Бабанскому). Характеристика словесных, наглядных и практических методов обучения. Характеристика методов стимулирования и мотивации учебной деятельности. Требования к методам.

Тема 5. Формы обучения. Понятие о формах обучения, их классификация. Характеристика исторически известных и современных форм обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, классно-урочная, белл-ланкастерская, маннгеймская, дальтон-план.

Тема 6. Виды обучения. Многообразие видов обучения в современной дидактической концепции. Сообщающее обучение, проблемное, программированное, развивающее. Характеристика каждого вида обучения по плану: суть, этапы деятельности учителя и ученика, достоинства и недостатки.

Тема 7. Средства обучения. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Характеристика средств обучения. Компьютеризация образования. Дистанционное обучение.

 

Тема 1. Введение в дидактику

Понятие о дидактике.

  Дидактика (от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде. Дидактика выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения. Дидактика изучает закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней специальной, высшей школе и других системах обучения. Объект дидактики - процесс обучения. Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики.

Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфгана Ратке (1571-1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики - разработка проблем: чему учить, как учить; современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить, как учить эффективно.

Основные категории дидактики: обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе которой осуществляется образование, воспитание и развитие. Общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование. Обучение делится на преподавание и учение.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования, осознания и практического применения знаний.

Учение - процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта, творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки.

Образование - процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний, умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Знания - информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом. И.Н. Лернер говорит о трех уровнях знаний: усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.

Умения - овладение способами применения знаний на практике. Разделяются на четыре группы: общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Целью в дидактике является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс обучения.

Под содержанием обучения понимается система знаний, умений, навыков, способов деятельности и мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения.

Познавательная активность - характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и волевых сил для решения учебно-познавательной задачи. Без активности учащегося процесс обучения не состоится. Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их.

Задачи дидактики:

Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации.

Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения.

Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

1. она определяет педагогические основы содержания образования;

2. исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся;

3. изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

4. разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения;

5. определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях.

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обуславливающие ход и результаты процесса обучение, определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Благодаря этому она выполняет две главные функции:

1. Теоретическую (главным образом, диагностическую и прогностическую).

2. Практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику.

Предмет исследования общей дидактики - процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называют методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику.

Основополагающие требования к практической организации учебного процесса педагогике принято называть дидактическими принципами. К наиболее важным дидактическим принципам относятся:

Обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность.

1. Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой.

2. Обучение должно быть наглядным.

3. Обучение должно быть активным и сознательным.

4. Обучение должно быть доступным.

5. Обучение должно быть систематическим и последовательным.

6. Обучение должно быть прочным.

Эти принципы составляют систему, определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Некоторые принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению.

Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средства реализации принципов. Правила - конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации. Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила вытекают из принципов обучения.

Обучение как целостная система. Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями

Сущность процесса обучения.

В процессе обучения взаимодействуют: деятельность преподавания и

деятельность учения. Такое отношение двух основных деятельностей

является условием функционирования учебного процесса. Поставленная

учебная задача и познавательная деятельность учащихся создают логику и

обеспечивают самодвижение процессуальной стороны обучения.

Зависимость учебного процесса от общих закономерностей человеческого

познания выражает сущность самого процесса обучения.

Познание, являясь отражающей деятельностью, может воспроизводить

окружающий мир в сознании человека с различной степенью адекватности.

Это вырабатывает способность человеческого организма отвечать на любое

воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям

источника.

В такой отражательной деятельности присутствует два

противоположных процесса: процесс интериоризации (формирование

внутренних структур человеческой психики в результате усвоения структур

внешней социальной деятельности) и процесс экстериоризации (процесс

перехода внутренних психологических структур во внешнюю социальную

деятельность человека).

Эти два процесса составляют основу человеческого познания. А

поскольку сущность процесса обучения вытекает из общего хода процесса

познания и определяется его общими закономерностями, связанными с

отражением окружающего мира в познавательной деятельности человека,

постольку целью учебного процесса является выработка у учащихся

механизма в переходе психологических структур из внешнего плана во

внутренний план и наоборот, т.е. формирование, отработка и развитие

системного свойства сознания в активном отражении объективного

мира, в построении этого мира и саморегуляция на этой основе своего

поведения и деятельности.

Системой условий для функционирования учебного процесса становятся

все составляющие его компоненты (цель, содержание, методы, средства,

организационные формы, деятельности преподавания и учения, результат).

Общим результатом процесса обучения выступают психические

новообразования в любой сфере жизнедеятельности человека -

познавательной, личностной, предметной, деятельностной.

1. Функции - отображение свойств какого-либо объекта. Функции характеризуют сущность процесса обучения. Выделяют три функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная. Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности. Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

Развивающая. Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Воспитательная. Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: