Следуя перечисленным выше принципам, можно сформулировать следующие критерии отбора:
1. Целостность отображения основных частей социального опыта, перспектив развития общества, стремление к многостороннему развитию личности ученика. Этот критерий обусловливает необходимость включения в содержание образования знаний о природе, обществе, культуре, человеке, технике, а также возможности усвоить навыки работы по образцу, изучить творческую деятельность народа, заложить основы формирования ценностного отношения, имеющего важное значение для перехода знания в убеждение.
2. Выделение главного, наиболее существенного во всем многообразии учебного материала, маркировка особенно значимых частей изучаемого, в основном наиболее нужных и универсальных познавательных компонентов.
3. Соответствие возрастным и психологическим особенностям учеников.
4. Соотнесенность со временем, которое выделяется на изучение конкретного предмета.
5. Необходимость учета как отечественного, так и иностранного опыта в построении учебной программы.
6. Соответствие содержания уровню обеспеченности школы материальными и учебно-методическими средствами с учетом перспективы развития в этом направлении.
Итогом процесса отбора является документ, определяющий содержание учебного материала по предметам. Все указанные принципы имеют достаточно общий характер, и их реализация зачастую обрастает множеством вопросов.