Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü что такое психология как наука и чем занимается практический психолог;

ü классификацию наук Б.М. Кедрова и место психологии в ней;

ü классификацию психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства;

ü классификацию психических явлений: когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, ценностно-смысловые явления.

Уметь:

ü корректно формулировать объект и предмет психологии, а также понятие психики;

ü различать такие отрасли психологии как: общая психология, возрастная психология, социальная психология, клиническая психология, клиническая психология, дифференциальная психология, педагогическая психология и др.;

ü различать направления практической психологии: психологическую диагностику, психологическое консультирование, психотерапию, психологическую коррекцию, психологическую профилактику, психологическое просвещение.

Владеть:

ü основными принципами научной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип субъектности и т.д.

ü навыками выделения психологического аспекта жизненных явлений.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 1. Предмет психологии, ее задачи и методы (С. 12-37) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015), Главу 1. Психология как наука (С. 12-27) и Главу 5. Структура психики (5.1-5.2, С. 86-93) учебника «Психология» под ред. В.Н. Дружинина (2009).

3. Напишите список особенностей, которые делают психологию наукой.

4. Устно опишите, как вы поняли, чем занимается практический психолог (цель его деятельности, методы, средства и т.п.)

5. Ответьте на вопрос, какие функции выполняет психика.

6. Составьте список основных понятий психологии.

7. Сформулируйте цели направлений практической психологии: психологической диагностики, психологического консультирования, психотерапии, психологической коррекции, психологической профилактики, психологического просвещения.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Понаблюдайте за поведением людей в общественном транспорте и предложите свои объяснения разным моделям их поведения.

2. Понаблюдайте за колебаниями собственного настроения в течение дня и попытайтесь определить, какие именно внешние и внутренние факторы их вызывали.

3. Совместно с друзьями проведите «игру в ассоциации» (желательно сделать видеосъемку), а затем попытайтесь найти объяснения, почему именно такие ассоциации приходят в голову тому или иному игроку.

4. Выберите правильные ответы из предложенных вариантов:

· клинический психолог… а) выполняет те же функции, что и психиатр; б) обязан ставить медико-психиатрический диагноз; в) выполняет только психотерапевтические функции; г) использует только групповые формы работы; д) все ответы верны; е) все ответы неверны;

· детская психология выделяется по… а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по критерию развития; в) все ответы верны; г) все ответы неверны;

· практическая психология… а) выделилась с внедрением в психологию эксперимента; б) появилась раньше теоретической; в) возникла как отрасль практической медицины; г) развивалась вместе с возникновением самопознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны;

· школьный психолог… а) представляет интересы ребенка в школьной системе; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости; в) разрешает внутришкольные конфликты; г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся; д) все ответы верны; е) все ответы неверны;

· практический психолог… а) может не знать психологической теории; б) должен хорошо владеть диагностическими методиками; в) должен быть хорошим специалистом в той области, в которой работает, а не только в психологии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны;

· психология труда занимается изучением… а) развития трудовых навыков; б) профессиональных качеств; в) профессиональных способностей; г) психологических условий труда; д) все ответы верны; е) все ответы неверны [34: с.28-29].

 

Темы рефератов

1. Основные принципы общей психологии.

2. Житейские и научные психологические знания.

3. Основные категории общей психологии.

4. Качественные особенности психики человека.

5. Характеристика современной отечественной психологии.

6. Общая психология как отрасль психологического знания.

7. Этапы развития психологии как науки.

8. Взаимосвязь психологии с другими науками.

9. Отрасли психологического знания.

10. Основные психологические школы.

11. Психология и естествознание.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Психология / Под ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. Учебное издание. – 4-е изд. – М.: АСТ: КДУ, 2007. – 400 с.

2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, Смысл, 2010. – 511 с.

3. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

4. Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2005. – 352 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение и обсуждение результатов практических заданий для самостоятельной работы.

3. Письменно составьте психологические «портреты» 2-3 ваших знакомых. На основе их сравнения определите, к каким классам психических явлений (психические процессы – состояния – свойства; когнитивные – эмоционально-волевые – мотивационные – ценностно-смысловые) относятся описанные вами характеристики.

4. Прокомментируйте следующее мнение.  Приведите, по крайней мере, пять доводов «за» и «против».

«Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих - чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставит разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!» [34: с. 8].

5. Согласны ли вы с высказыванием Б.М. Теплова:

«…Психологи не стремятся с уже взятого этажа подниматься выше, а каждый раз начинают снова с земли, предпринимая штурм здания лишь с разных сторон»? Обоснуйте свой ответ [34: с.15].

6. Определите, психологи какой сферы практики решают перечисленные задачи:

диагностика профпригодности; проведение тренинга личностного роста; профессиональное обучение; обучение спортивным навыкам; помощь лицам в трудных жизненных ситуациях; изучение характера утомления; приспособление параметров технических приборов к человеку; анализ факторов монотонии; изучение возрастных особенностей; помощь лицам, находящимся в состоянии стресса; работа с лицами, имеющими функциональные расстройства эмоционального, сексуального или личностного плана: разработка эффективных методов и условий обучения; облучение ораторским навыкам и навыкам публичного выступления; работа с политиком по составлению имиджа; работа в системе подростковой помощи; исследование поведения электората в период общегосударственных выборов; посттравматическая реабилитация; работа в службе «Брак и семья»; изучение индивидуально-личностных особенностей; помощь больным, престарелым и умирающим людям; работа в исправительно-трудовых учреждениях; анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека; анализ поведения и формирования личности преступника; изучение факторов профессионального травматизма; анализ воздействия плаката и рекламы на восприятие; исследование творческой деятельности; управление процессом обучения; работа в службе «Телефон доверия»; помощь людям, страдающим депрессиями или находящимся в состоянии тревоги; изучение и управление взаимоотношениями педагога и учащихся, педагога и родителей, учащихся между собой; анализ факторов влияющих на эффективность обучения и воспитания; изучение поведения сторон в уголовных и гражданских процессах; анализ готовности ребенка к обучению в школе; исследование возрастных особенностей психической деятельности; изучение предстартовых состояний; изучение групповых процессов и групповой динамики; описание конкретных видов и способов учения и обучения; разработка психологических основ новых педагогических технологий; изучение закономерностей, лежащих в основе обучаемости и успешности усвоения опыта; анализ влияния содержания и структуры осваиваемого материала на усвоение [34: с.29-30]. 

7. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Уберите лишнее из тех целей, которые преследует практический психолог при работе с клиентом:

А) нормализация жизнедеятельности клиента

Б) минимизация страдания клиента

В) предсказание благополучных периодов в жизни клиента

Г) усиление адаптивных механизмов поведения клиента

 

2. Уберите лишнее из вариантов ответа на вопрос о том, что является объектом психологии:

А) человек

Б) техника

В) природа

 

3. Психические процессы, участвующие в познавательной деятельности человека называют:

А) мотивационными

Б) когнитивными

В) деятельностными

Г) сознательными

 

5. Принцип детерминизма в психологии гласит:

А) внутренние изменения обусловлены внешними воздействиями

Б) внешние воздействия опосредствуются внутренними условиями

В) во внешних действиях выражаются внутренние причины

 

6. Какие слова обозначают психические явления:

    мозг, слезы, нервный процесс, память, сон, мышление, информация, вера, инстинкт, ген, страх, любовь, биоток, речь, сердцебиение, слово, ощущение, грусть, энергия, воля, интерес, настроение

 

7. Отрасль психологии, изучающая психические явления, характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия:

А) общая психология

Б) педагогическая психология

В) социальная психология

Г) дифференциальная психология

 

8. Для психотерапии не характерно:

А) воздействие на пациента

Б) делегирование ответственности за решение проблемы пациенту

В) стремление к повышению адаптации пациента к сложившейся жизненной ситуации

Г) стремление к изменениям в личности пациента

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: