Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü  категорию «воображение»;

ü связь воображения и творчества;

ü виды воображения и критерии, на основе которых они выделяются;

ü индивидуальные особенности воображения и их суть.

Уметь:

ü приводить примеры того, где и в каких именно ситуациях воображение имеет место в жизни и деятельности человека;

ü дифференцировать виды воображения;

ü называть и давать характеристику приемам творческого воображения;

ü приводить примеры, иллюстрирующие основные идеи темы.

Владеть:

ü опытом анализа и сопоставления понятий;

ü опытом организации исследования по изучению индивидуальных особенностей воображения отдельного человека или группы людей. 

План самостоятельной работы

1. Обратитесь к лекционному материалу, прочтите его и выпишите идеи, особенно вас заинтересовавшие.

2. Законспектируйте материал из раздела «Общая психология» (с. 183-187) и Лекцию 5. Воображение и его развитие в детском возрасте (с. 807-819) в книге Л.С. Выготского «Психология», Главу 35. Психология творчества (с. 591-621) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 8. Воображение (с. 222-238) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».

3. Приведите примеры из повседневной жизни и профессиональной деятельности педагога, связанные с воображением.

Практические задания для самостоятельной работы

1. Обратитесь к художественной литературе. Найдите примеры описания процесса воображения у взрослых и детей.  

2. Напишите небольшое эссе на тему: «Воображение и творчество в профессиональной деятельности педагога».

3. В группах по 3-4 человека выполните следующее упражнение на развитие воображения. Один из участников начинает рассказывать какую-нибудь историю. Затем по знаку ведущего (из числа участников группы) ее продолжает второй участник, потом третий, четвертый, и так пока последний в группе не закончит ее. Упражнение можно усложнить, перенеся время действия в другую историческую эпоху [31: с. 84].

4. Попробуйте дать объяснение следующему факту: «Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены происходящие в его теле. В специальным опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2 градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градус. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой рукой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели)» [8: с. 192].

5. О каком механизме воображения идет речь в отрывке из трактата Лукреция «О природе вещей»?

Ведь не живым существом порождается образ Кентавра;

Ибо созданий таких никогда не бывало, конечно,

Но коли образ коня с человеческим как-то сойдется,

Сцепятся тотчас они, как об этот сказали мы раньше,

Вследствие легкости их и строения тонкого ткани.

Так же и прочее все в этом роде всегда возникает… [34: с. 424]

· Какие приемы воображения использовали русские писатели: Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета.Отелло и т.д….» он советовал молодым писателеям: «Если вы описываете лавочника, то надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе – тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»

· Л.Н. Толстой рассказывает о том, как возник у него образ Наташи из романа «Война и мир»: «Я взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа». Таня и Соня – его свояченица и жена, две реальные женщины [34: с. 424-425].

 

Темы рефератов

1. Понятие о воображении.

2. Роль воображения в жизни человека.

3. Физиологические основы воображения.

4. Мышление и воображение.

5. Характеристика видов воображения.

6. Индивидуальные различия в воображении.

7. Характеристика видов воображения.

8. Связь воображения с творчеством.

9. Развитие воображения в детском возрасте.

10. Методы изучения воображения.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. – 96 с.

3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

5. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

  План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Воображение».

2. Выполнение тестов: «Придумай рассказ» (Приложение 6), «Нарисуй что-нибудь» (Приложение 7), «Придумай игру» (Приложение 8).

3. Выполнение упражнений на развитие воображения.  

Упражнение 1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите основание треугольника влево на 6 м. Параллельно этому через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?

Упражнение 2. Из пункта а выехал автомобиль и проехал 10 км на запад, затем повернул на юг. И проехал 20 км, после чего преодолел 10 км на восток, потом 10 км на север и наконец, 10 км на запад. Что получилось из указанных отрезков? Что получится, если это изображение мысленно повернуть на 180 градусов [31: с. 83-84]?

4. Итоговое тестирование 

Итоговый тест

1. Какие характеристики имеют отношение к определению категории «воображение»?

А) сознательный процесс

Б) активный процесс

В) процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств

Г) приведение имеющихся у человека знаний в новое сочетание

 

2. Воображение – это 

А) психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание

Б) опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях

В) сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий

 

3. Категории «наглядно-действенное», «наглядно-образное», «словесно-логическое» имеют отношение к

А) восприятию

Б) воображению

В) мышлению

Г) вниманию

 

4. Установите соответствие понятий и вариантов ответов к ним:

1. Мышление 2. Воображение 3. Внимание  А) сосредоточенность сознания Б) новое сочетание В) существенные связи и отношения

 

5. Воображение, разворачивающееся на основе воспринятой знаковой системы, – это 

А) активное воображение

Б) пассивное воображение

В) воссоздающее воображение

Г) произвольное воображение

Д) непроизвольное воображение

Е) творческое воображение

 

6. Воображение как создание нового, оригинального образа идеи, – это 

А) активное воображение

Б) пассивное воображение

В) воссоздающее воображение

Г) творческое воображение

Д) произвольное воображение

Е) непроизвольное воображение

7. Воображение, характеризующееся неучастием в процессе создания образов целеполагания и волевого усилия, – это 

А)  активное воображение

Б) пассивное воображение

В) воссоздающее воображение

Г) творческое воображение

Д) произвольное воображение

Е) непроизвольное воображение

 

8. Воображение, которому присуще наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи, – это 

А) активное воображение

Б) пассивное воображение

В) воссоздающее воображение

Г) творческое воображение

Д) произвольное воображение

Е) непроизвольное воображение

 

9. Прием воображения, заключающийся в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие, – это 

А) агглютинация

Б) аналогия

В) акцентирование

Г) типизация

Д) преувеличение (преуменьшение)

 

10. Прием воображения, заключающийся в том, что части двух или нескольких предметов, процессов соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета – это

А) агглютинация

Б) аналогия

В) акцентирование

Г) типизация

Д) преувеличение (преуменьшение)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: