Студенту необходимо…
Знать и понимать:
ü категорию «воображение»;
ü связь воображения и творчества;
ü виды воображения и критерии, на основе которых они выделяются;
ü индивидуальные особенности воображения и их суть.
Уметь:
ü приводить примеры того, где и в каких именно ситуациях воображение имеет место в жизни и деятельности человека;
ü дифференцировать виды воображения;
ü называть и давать характеристику приемам творческого воображения;
ü приводить примеры, иллюстрирующие основные идеи темы.
Владеть:
ü опытом анализа и сопоставления понятий;
ü опытом организации исследования по изучению индивидуальных особенностей воображения отдельного человека или группы людей.
План самостоятельной работы
1. Обратитесь к лекционному материалу, прочтите его и выпишите идеи, особенно вас заинтересовавшие.
2. Законспектируйте материал из раздела «Общая психология» (с. 183-187) и Лекцию 5. Воображение и его развитие в детском возрасте (с. 807-819) в книге Л.С. Выготского «Психология», Главу 35. Психология творчества (с. 591-621) в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология», Главу 8. Воображение (с. 222-238) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию».
|
|
3. Приведите примеры из повседневной жизни и профессиональной деятельности педагога, связанные с воображением.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Обратитесь к художественной литературе. Найдите примеры описания процесса воображения у взрослых и детей.
2. Напишите небольшое эссе на тему: «Воображение и творчество в профессиональной деятельности педагога».
3. В группах по 3-4 человека выполните следующее упражнение на развитие воображения. Один из участников начинает рассказывать какую-нибудь историю. Затем по знаку ведущего (из числа участников группы) ее продолжает второй участник, потом третий, четвертый, и так пока последний в группе не закончит ее. Упражнение можно усложнить, перенеся время действия в другую историческую эпоху [31: с. 84].
4. Попробуйте дать объяснение следующему факту: «Известный отечественный психолог А.Р. Лурия описал человека, которому достаточно было что-нибудь представить себе, как можно было наблюдать удивительные перемены происходящие в его теле. В специальным опытах наблюдали, как он мог повысить температуру правой руки на 2 градуса и понизить температуру левой руки на 1,5 градус. Для этого ему было достаточно «увидеть», что его правая рука лежит на краю теплой плиты, а левой рукой он держит кусок льда. Без большого труда он ускорял ритм работы сердца («видя» себя бегущим за трамваем) или замедлял его («видя» себя спокойно лежащим в постели)» [8: с. 192].
|
|
5. О каком механизме воображения идет речь в отрывке из трактата Лукреция «О природе вещей»?
Ведь не живым существом порождается образ Кентавра;
Ибо созданий таких никогда не бывало, конечно,
Но коли образ коня с человеческим как-то сойдется,
Сцепятся тотчас они, как об этот сказали мы раньше,
Вследствие легкости их и строения тонкого ткани.
Так же и прочее все в этом роде всегда возникает… [34: с. 424]
· Какие приемы воображения использовали русские писатели: Беседуя о создании литературных образов, А.М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать-пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета.Отелло и т.д….» он советовал молодым писателеям: «Если вы описываете лавочника, то надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе – тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе – арзамасского попа…»
· Л.Н. Толстой рассказывает о том, как возник у него образ Наташи из романа «Война и мир»: «Я взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа». Таня и Соня – его свояченица и жена, две реальные женщины [34: с. 424-425].
Темы рефератов
1. Понятие о воображении.
2. Роль воображения в жизни человека.
3. Физиологические основы воображения.
4. Мышление и воображение.
5. Характеристика видов воображения.
6. Индивидуальные различия в воображении.
7. Характеристика видов воображения.
8. Связь воображения с творчеством.
9. Развитие воображения в детском возрасте.
10. Методы изучения воображения.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
Дополнительная:
1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб., 1997. – 96 с.
3. Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
5. Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Воображение».
2. Выполнение тестов: «Придумай рассказ» (Приложение 6), «Нарисуй что-нибудь» (Приложение 7), «Придумай игру» (Приложение 8).
3. Выполнение упражнений на развитие воображения.
Упражнение 1. Представьте себе равносторонний треугольник, каждая сторона которого равна 6 м. Продолжите основание треугольника влево на 6 м. Параллельно этому через вершину треугольника проведите влево такой же отрезок. Соедините концы параллельных линий прямой. Какая фигура получилась?
Упражнение 2. Из пункта а выехал автомобиль и проехал 10 км на запад, затем повернул на юг. И проехал 20 км, после чего преодолел 10 км на восток, потом 10 км на север и наконец, 10 км на запад. Что получилось из указанных отрезков? Что получится, если это изображение мысленно повернуть на 180 градусов [31: с. 83-84]?
4. Итоговое тестирование
Итоговый тест
1. Какие характеристики имеют отношение к определению категории «воображение»?
А) сознательный процесс
Б) активный процесс
В) процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств
Г) приведение имеющихся у человека знаний в новое сочетание
2. Воображение – это
|
|
А) психический процесс создания образов (предметов, ситуаций, обстоятельств) путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание
Б) опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях
В) сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних препятствий
3. Категории «наглядно-действенное», «наглядно-образное», «словесно-логическое» имеют отношение к
А) восприятию
Б) воображению
В) мышлению
Г) вниманию
4. Установите соответствие понятий и вариантов ответов к ним:
1. Мышление 2. Воображение 3. Внимание | А) сосредоточенность сознания Б) новое сочетание В) существенные связи и отношения |
5. Воображение, разворачивающееся на основе воспринятой знаковой системы, – это
А) активное воображение
Б) пассивное воображение
В) воссоздающее воображение
Г) произвольное воображение
Д) непроизвольное воображение
Е) творческое воображение
6. Воображение как создание нового, оригинального образа идеи, – это
А) активное воображение
Б) пассивное воображение
В) воссоздающее воображение
Г) творческое воображение
Д) произвольное воображение
Е) непроизвольное воображение
7. Воображение, характеризующееся неучастием в процессе создания образов целеполагания и волевого усилия, – это
А) активное воображение
Б) пассивное воображение
В) воссоздающее воображение
Г) творческое воображение
Д) произвольное воображение
Е) непроизвольное воображение
8. Воображение, которому присуще наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи, – это
А) активное воображение
Б) пассивное воображение
В) воссоздающее воображение
Г) творческое воображение
Д) произвольное воображение
Е) непроизвольное воображение
9. Прием воображения, заключающийся в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие, – это
А) агглютинация
Б) аналогия
|
|
В) акцентирование
Г) типизация
Д) преувеличение (преуменьшение)
10. Прием воображения, заключающийся в том, что части двух или нескольких предметов, процессов соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета – это
А) агглютинация
Б) аналогия
В) акцентирование
Г) типизация
Д) преувеличение (преуменьшение)