Практические задания для самостоятельной работы

1. Сформулируйте свое представление о связи слов и их значений. Ответьте на вопросы, поставленные М.М. Маковским в тексте.

«Человеку, не задумывавшемуся над проблемами языка, кажется, что в нем и не существует никаких проблем: каждое слово имеет свое значение каждое значение выражается тем или иным словом или несколькими словами. Однако подобное мнение – одна из многочисленных иллюзий, связанных с языком. На самом деле, до сих пор ученые-лингвистов не могут дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, каким образом, на основании какого механизма «форма» слова, его «фонетическая оболочка» соединяется со значением, почему та или иная «форма» наделена именно данным значением, а данное значение сочетается в той или иной формой. Много загадок таит в себе изменение значения слов в ходе истории языка. По каким законам или вопреки каким законам это происходит? Какие «силы» удерживают в языке именно данные слова и их значения и где предел действия этих «сил»? Какие значения должны обязательно изменяться, а какие не могут переходить в другие значения и какие именно? Почему некоторые слова выходят из употребления и каких изменений слов это касается? Существует ли зависимость между выходом одних слов из языка и вхождением других слов в язык? Какие слова могут войти в язык и в каком количестве? Каково соотношение качества и количества «фонетических оболочек» слова с качеством и количеством значений и всегда ли такое соотношение одинаково? Является ли слово «неделимой» единицей языка и до какого предела изменение фонетического состава слова не влияет на его значение? С другой стороны, каков предел изменения значений, не влияющий на изменения от изменений значения, а изменения значений – от изменений «фонетической формы» или они независимы друг от друга…» [34: с. 109].

2. Предложите критерии оценки речи педагога (воспитателя, учителя). Проведите мини-исследование, пригласив к участию в нем 5-6 однокурсников, которое позволит получить информацию о речевом развитии будущих педагогов.

3. Сформулируйте методические рекомендации для воспитателей и учителей по совершенствованию собственной речевой культуры.

 

Темы рефератов

1. Общая характеристика речи.

2. Речь как средство общения.

3. Методы изучения речи.

4. Отличие речи человека от речи животного.

5. Речь как инструмент мышления.

6. Связь мышления и речи.

7. Развитие речи в онтогенезе.

8. Нарушения речи.

9. Речь и личность.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.

Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1) Вачков И.В. Методика преподавания психологии: учебное пособие/ И. В. Вачков, – М.: Ось-89, 2012. – 208 с. 

2) Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.

3) Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

4) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.

5) Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.

6) Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Речь».

2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательских задач:

А) Заполните пропущенные слова в данных предложениях.  

а) Речь, так же как и …, есть общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в ….

б) Процесс общения людей друг с другом посредством языка называется ….

в) Язык – это система …, необходимых для человеческого общения, мышления и выражения.

г) Слово имеет материальную форму и …. содержание – значение.

д) Мысль существует в … и выражается в …  [40: с. 137].

Б) С учетом приведенного высказывания охарактеризовать речь как психическое явление, показать ее связь с отражательной деятельностью мозга, а также ее роль в жизнедеятельности людей:

а) «Человеческая речь является знаковым отражением действительности в мозгу. Одним из способов кодирования и передачи информации. Для понимания речи других людей необходимо ее перекодирование, перевод во внутренний смысл, на основе которого устанавливаются содержательные элементы» [40: с. 138-139].

В) Сравните приведенные цитаты. В чем они совпадают и в чем различаются? Какая из них ближе к современному пониманию языка (речи) и сознания и почему?

а) Соотношение сознания и речи не простое сосуществование и взаимовлияние, а единство, в котором определяющей стороной является сознание: будучи отражением действительности, оно «лепит» формы и диктует законы своего речевого бытия… О контроле сознания над речью говорят, например, часто наблюдаемые отрицательные оценки собственной речи типа: «Я не то хотел сказать», «Я неудачно выразился»…

б) Истекает много времени, пока мы приходим к пугающему нас заключению, что когда мы говорим, то выступаем просто исполнителями или актерами, текст же составляется кем-то другим (подсознанием).

в) Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми… язык есть непосредственная действительность мысли.

г) Сознание неотделимо… от языка. Язык выступает не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления… Сознание есть отражение действительности, как бы преломленное через призму общественно выработанных языковых значений, понятий.

д) Существует точка зрения, что люди, говорящие на разных языках, воспринимают вещи по-разному… При этом от языка зависит не только содержание, но и структура мысли: различные народы анализируют мир различным способом… Сознание определяется не объектом, а тем, как он представлен в языке.

е) Человек лингвизирует свой мир, и лингвизация в этом смысле есть творческий процесс. Человек живет в мире, пересотворяемом непрерывно с помощью его собственного языка [34: с. 109].

Д) Как характеризует личность говорящего его речь? Почему необходимо воспитание культуры речи учителя?

«Можно сказать, что чем выразительнее речь, тем больше она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его личность, он сам» [40: с. 143].

3. Итоговое тестирование

Итоговый тест

1. Речь – это

А) система знаков

Б) форма взаимодействия живых существ

В) средство  общения

Г) звуковой ряд

 

2. Язык – это

А) система знаков

Б) форма взаимодействия живых существ

В) средство общения

Г) звуковой ряд

 

3. Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка – это

А) речь

Б) обмен мнениями

Г) коммуникация

 

4. Система знаков любой физической природы, служащая средством осуществления человеческого общения и мышления

А) речь

Б) язык

В) мимика

Г) пантомимика

 

5. Установите соответствие основных этапов построения речевого высказывания с их содержанием

1. Первый этап 2. Второй этап 3. Третий этап А) построение синтаксической структуры предложения Б) построение смыслового костяка речевого высказывания, того, что человек хочет сказать В) проговаривание, реальное звучание речи

 

6. Установите соответствие

1. Внешняя речь  2. Внутренняя речь А) развернута, Б) свернута, сокращена

 

7. Речевая деятельность, выявляемая вовне, – это    

А) эгоцентрическая речь

Б) внутренняя речь

В) внешняя речь

 

8. Беззвучная речь, речь со скрытой вербализацией – это

А) эгоцентрическая речь

Б) внутренняя речь

В) внешняя речь

 

9. Речь, как определенный этап в развитии речи, речь вслух для себя – это  

А) эгоцентрическая речь

Б) внутренняя речь

В) внешняя речь

 

10.   Что не является видом речи?

А) внешняя

Б) письменная

В) устная

Г) дискуссия

Д) монолог

 

Тема 11. Воображение

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о воображении. Функции воображения.

2. Виды воображения.

3. Приемы творческого воображения

4. Компоненты воображения

5. Индивидуальные особенности воображения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: