Информационный материал

Самосознание личности. Кризисы становления самосознания. В общей структуре личностной регуляции деятельности особое место занимает осознание человеком самого себя: свойств, особенностей, состояний. Высшим уровнем развития сознания является самосознание, выполняющее сложнейшую интегративную работу согласованию и уравновешиванию человека с реальным миром.

Самосознание – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям (С.Л. Рубинштейн).

Самосознание состоит их трех основных компонентов: самопознание (когнитивный компонент, заключающий в себе самоощущение, самонаблюдение и самоанализ); самоотношение (эмоционально-ценностный компонент, выражающийся в самочувствии, самолюбии, скромности, гордости); саморегуляция (действенно-волевой компонент, который  выражается в сдержанности, самообладании и самоконтроле).

Функции самосознания связаны с выделением себя из среды, осознанием своего отличия от остального мира; пониманием мотивов и результатов своих действий и поступков; осознанием своей активности как субъекта деятельности, своих психических свойств, эмоциональной самооценки; осознанием себя через другого; морально-нравственной оценкой себя через осознание своего внутреннего опыта; пониманием себя как целостности, определение собственной идентичности, формированием представлений о себе и др.

Классики отечественной психологии считают, что самосознание – относительно поздний продукт развития сознания.  Прогресс самосознания связан с характером прохождения ребенком кризисных периодов развития (кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис и пр.).

Новорожденный ребенок не выделяет не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребностей. В его сознании возникает ситуация «пра-мы», а отношение ребенка к миру является зависимой и производной величиной от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Первый этап выделения субъекта из окружающего связан с овладением собственным телом, построением схемы тела (кризис 1 года).

Процесс самопознания в раннем детстве, начинается с познания ребенком себя как субъекта действия, выделения своего «Я».

Кризис трех лет проявляется в противопоставлении своих самостоятельных действий совместным действиям со взрослыми («Я сам!»), что приводит к конфликтам и пр.

В 7-ми летнем возрасте у ребенка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, их обобщение, появляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения и смысл деятельности. Симптомы кризиса 7 лет («потеря непосредственности», «манерничание», трудности воспитания, симптом «горькой конфеты») свидетельствуют о появлении его внутренних переживаний, которые будут ориентировать его поведение. Возникает ряд сложных образований: самолюбие, самооценка.

На этапе подросткового кризиса у ребенка «чувство взрослости» (отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком) развивается как специфическое новообразование самосознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир, происходит усложнение и углубление самопознания. Его открытие может сопровождаться ощущением беспокойства и неуверенности, а низкой и неустойчивой самооценкой. В столкновениях с запретами и конфликтах с родителями они узнают себя, о своих возможностях, удовлетворяют потребность в самоутверждении. Сверстники становятся эталоном для подражания.

Кризисный период завершается возникновением самоопределения, осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Ко времени окончания средней школы юноши, как правило, обладают достаточно четким и устойчивым «образом Я», который обеспечивает возможность зрелой рефлексии.

Структура и значение Я-концепции. Я-концепция – это совокупность установок «на себя». Это понятие введено Р. Бернсом. Я-концепция включает три составляющих: когнитивную, оценочную и поведенческую.

Когнитивная – это представление индивида о себе.

Оценочная составляющая Я-концепции – это личностное суждение о собственной ценности. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения собственной ценности позитивного отношения ко всему, что входит в сферу его Я.

Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицания, негативное отношение к своей личности.

Поведенческая составляющая заключается в том, что люди ведут себя в соответствии со своей Я-концепцией.

Значение Я-концепции. Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источнику ожиданий.

Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности.

Представления, чувства или идеи, выступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Вслед за Фестингером психологи называют такое состояние когнитивным диссонансом. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена Я-концепция. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то оболочка срабатывает как защитный механизм, не допуская чужеродное тело внутрь сбалансированного организма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: