Я-концепция как интерпретация опыта

У человека существует потребность строить на основе собственных представлений о себе не только своё поведение, но и интерпретацию опыта.

Я-концепция как совокупность ожиданий

Я-концепция определяет также ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.

Самооценка как центральное образование личности. Характеристика адекватной и неадекватной самооценки. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения.

Самооценка отражает отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется, как одобрение или неодобрение, как определенная убежденность индивида в своей самоценности, значимости.

Самооценка бывает адекватной, когда человек реалистично оценивает себя или неадекватной, когда человек переоценивает или недооценивает себя. Адекватная самооценка является показателем психического здоровья. Неадекватная самооценка может стать внутренним источником конфликтов личности. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность, высокомерие, агрессию, может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Человек с завышенной самооценкой чаще переживает «стресс несбывшихся надежд» (по Г. Селье), т.к. уровень его притязаний выше его возможностей.

Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности.

Главным ориентиром для самооценки является Я другого человека, то есть, представление индивида о том, что думают о нем другие люди: «Я-каким-меня-видят-другие» и «Я-каким-себя-вижу» - весьма сходны по своему содержанию (теория зеркального Я). Психологический механизм формирование самооценки связан с интериоризацией (перевод во внутренний план личности) социальных реакций на данного индивида. Т.е., человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Самооценка начинает формироваться в раннем детстве. Поэтому уровень самооценки определяется отношением к нему родителей и значимых взрослых. Недоброжелательное или безличное отношение к ребенку формирует у него низкую самооценку. Воспитание по типу «кумир семьи» способствует формированию неадекватной завышенной самооценки.

Таким образом, самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношении реального и идеального представления о себе.

Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü чем отличается самосознание от Я-концепции;

ü структуру самосознания по В.С. Мухиной, Б.Б. Айсмонтас и др.;

ü компоненты Я-концепции по Р. Бернсу и И.С. Кону.

Уметь:

ü объяснить, как формируется самосознание в процессе индивидуального развития человека;

ü различать самоотношение и самооценку, а также определять характер связи между ними.

Владеть:

ü навыками дифференциации адекватной и неадекватной самооценки человека.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 19. Я-концепция личности (С. 515-547) учебника «Общая психология и психология личности» Под ред. А.А. Реана.

3. Сформулируйте, чем отличается самосознание от Я-концепции.

4. Изобразите графически структурные звенья самосознания (по В.С. Мухиной) и компоненты Я-концепции (по Р. Бернсу и И.С. Кону).

5. Составьте таблицу, в которой дайте характеристику развития самосознания человека на разных возрастных этапах.

6. Сформулируйте, что такое самоотношение и самооценка, а также определите, как они связаны друг с другом.

7. Определите, в чем должно проявляться самоуважение человека.

8. Выясните, как формируется самооценка у человека в процессе индивидуального психического развития.

9. Сформулируйте признаки адекватной и неадекватной самооценки.

10. Выясните, как связано самопознание с личностным развитием человека.

 

Практические задания для самостоятельной работы

1. Напишите эссе, в котором изложите ваши соображения на тему «Что такое самопрезентация человека и какими способами мы обычно презентируем себя в обществе?»

2. Выполните методику по  изучения самоотношения личности (авторы В.В. Столин, С.Р. Пантелеев) (Приложение 10).

Темы рефератов

1. Самосознание личности.

2. Структура «Я» и её исследование в различных научных школах.

3. Самооценка как центральное образование личности.

4. Я-концепция, её роль в развитии личности.

5. Самоотношение по В.В. Столину.

6. Диалогическая природа «Я».

7. Завышенная самооценка (комплекс нарциссизма).

8. Комплекс неполноценности.

9. Методы исследования самосознания.

10. Развитие самосознания в онтогенезе.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

Дополнительная:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1996. – 496 с.

2. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 1989. – №1. – С. 5–14.

3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 151 с.

4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 635 с.

5. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2003. – 672 с.

6. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 683 с.

7. Самосознание и защитные механизмы личности / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2000. – 656 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполните методику изучения самооценки личности подростка (Приложение 11).

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. По В.С. Мухиной, в структуру самосознания не входит такое звено как

А) самопрезентация

Б) имя

В) половая идентификация

Г) психологическое время личности

 

2. Вставьте пропущенное слово.

Впервые ребенок начинает называть себя «Я» в.................... возрасте.

 

3. Первым предложил идею Я-концепции психолог

А) В. Вундт

Б) У. Джеймс

В) Р. Бернс

Г) К. Роджерс

 

4. Представления человека о самом себе называются

А) Я-концепцией

Б) рефлексией

В) самосознанием

Г) самоотношением

 

5. Тенденция переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода, называется

А) Я-идеальным

Б) сверхсознанием

В) завышенной самооценкой

Г) все ответы верны

 

6. Самоуважение человека главным образом зависит от

А) его объективных достижений

Б) ощущения собственного предназначения

В) отношения исходного уровня притязаний к успеху

Г) ожиданий окружающих

 

7. Сензитивным возрастом для развития самосознания является

А) подростковый возраст

Б) юношеский возраст

В) оба ответа неверны

Г) оба ответа верны

 

8. Высокая зависимость личности от оценок окружающих людей указывает на

А) незрелость личности

Б) несформированность я-концепции

В) низкую самооценку

Г) неадекватную самооценку


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: