Студенту необходимо…
Знать и понимать:
ü определения понятий «эмоции», «чувства»;
ü основные подходы к классификации эмоций и чувств;
ü индивидуальные особенности эмоциональной сферы личности.
Уметь:
ü описывать физиологические механизмы и поведенческие проявления эмоций;
ü называть виды эмоций и чувств, приводить примеры, объясняя место и роль эмоций в жизни человека;
ü раскрывать суть понятия «уровни эмоциональной сферы человека».
Владеть:
ü опытом определять и разъяснять ключевые понятия по теме «Эмоции»;
ü опытом сопоставлять и сравнивать основные понятия;
ü опытом проведения исследования по изучению особенностей эмоциональной сферы человека, выделяя в ее функционировании общие закономерности и индивидуальные особенности.
План самостоятельной работы
1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для обсуждения.
2. Законспектируйте Лекцию 48. Эмоциональные явления. Аффекты (с. 461-469) и Лекцию 49. Выражение эмоций. Эмоции, настроения, чувства (с. 470-478) в книге А.Н. Леонтьева «Лекции по общей психологии», Главу 9. Чувства (с. 239-258) в учебнике под ред. А.В. Петровского «Введение в психологию», Главу 8. Эмоции и чувства в учебнике под ред. В.Н. Дружинина «Психология».
3. Прочтите лекционный материал по теме «Эмоции», обратив внимание на авторов, идеи которых вас заинтересовали.
4. Составьте развернутый план прочитанного вами материала в письменной форме.
Практические задания для самостоятельной работы
1. Обратитесь к художественной литературе. В художественных произведениях (3-4-х) найдите примеры описания эмоциональных переживаний людей разного возраста, пола, национальности, социальной принадлежности. Найденные вами примеры можно будет обсудить на занятии.
2. Определите уровень тревожности личности по тесту Дж. Тейлор (П риложение 13).
3. Подготовьтесь к дискуссии по основным вопросам темы, выделив в прочитанном материале спорные моменты.
Темы рефератов
1. Значение эмоций в жизни человека.
2. Психологические теории эмоций.
3. Функции и виды эмоций у человека.
4. Эмоции и современное художественное творчество.
5. Эмоции и личность.
6. Связь эмоций с потребностями человека.
7. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.
8. Любовь как нравственное чувство.
9. Эмоции и человеческие взаимоотношения.
10. Развитие эмоциональной сферы у человека.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Гуревич П. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 608 с.
Елисеев О.П, Обухов А.С., Ткаченко Н.В., Федосеева А.М., Швецова М.Н. Психология. – М.: Юрайт, 2013. – 544 с.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.
Дополнительная:
· Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл, Академия, 2004. – 542 с.
· Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Прогресс-Универс, 1995. – 496 с.
· Вилюнас В.К. Психология эмоций. – СПб: Питер, 2004. – 496 с.
· Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.
· Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.
· Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
· Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – 2-е изд. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
· Психология эмоций. Тексты/ Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд — во Моск. Ун-та, 1984. – 288 с.
· Шаграева О.А. Общая психология в понятиях и определениях. – М.: МГПУ, 2008. – 154 с.
Работа на занятии
План занятия:
1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение по теме «Эмоции».
2. Выполнение и обсуждение результатов исследовательской задачи по изучению индивидуальных особенностей эмоциональной сферы человека.
Исследовательская задача: «Что я предпочитаю переживать».
Цель исследования: выявить индивидуальные особенности эмоциональной сферы человека.
Инструкция: «Внимательно прочитайте перечень приятных переживаний и запишите номер того из них, которое вы больше всего любите испытывать. Если вы совершенно уверены в правильности своего ответа, заключите выписанный номер в кружок. Остальные номера расположите вправо по строчке в порядке предпочтения, которое вы отдаете одной эмоции перед другой. Отделите вертикальной чертой номера тех эмоций, которые вы явно предпочитаете остальным. Пример: 9, 8, 4, 6 / 5, 7. 2, 1, 10.
Перечень переживаний
1.Чувство необычайного, таинственного, неизвестного, появляющееся в незнакомой местности, обстановке.
2. Радостное волнение, нетерпение при приобретении новых вещей. Предметов коллекционирования, удовольствие от мысли, что скоро станет еще больше.
3. Радостное возбуждение, подъем, увлеченность, когда работа идет хорошо, всегда видишь, что добиваешься успешных результатов.
4. Удовлетворение, гордость, подъем духа, когда можешь доказать свою ценность как личности или превосходство над соперниками, когда тобой искренне восхищаются.
5. Веселье беззаботность. Хорошее физическое самочувствие, наслаждение вкусной едой, отдыхом, непринужденной обстановкой. Безопасностью и безмятежностью жизни.
6. Чувство радости и удовлетворения, когда удается сделать что-либо хорошее для дорогих людей.
7. Горячий интерес. Наслаждение при познании нового, при знакомстве с поразительными научными фактами. Радость и глубокое удовлетворение при достижении сути явлений, подтверждении Ваших догадок и предположений.
8. Боевое возбуждение, чувство риска, упоение им. Азарт, острые ощущения в минуту борьбы, опасности.
9. Радость, хорошее настроение, симпатия, признательность, когда общаешься с людьми, которых уважаешь и любишь. Когда видишь дружбу и взаимопонимание. Когда сам получаешь помощь и одобрение со стороны других людей.
10. Своеобразное сладкое и красивое чувство, возникающее при восприятии природы или музыки, стихов и других произведений искусства.
После анализа полученных результатов вам станет более понятным собственный эмоциональный мир, а если вы сравните свои ответы с ответами друзей, может быть, лучше поймете и то, что притягивает вас друг к другу, и то, что порой разделяет вас.
Но важно помнить, что искренняя, глубокая дружба может объединять и людей с похожими «эмоциональными профилями», и тех, у кого они различны, по принципу взаимодополнения [17: с. 200-201].
3. Выполнение методики «Самооценка эмоциональных состояний» (А. Уэссман, Д. Рикс). (Приложение 14)
4. Итоговое тестирование
Итоговый тест
1. Эмоции – это
А) сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение
Б) своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе
В) процесс отражения предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств
2. Какой критерий классификации эмоций имеют в виду, когда говорят о негативных, позитивных и нейтральных эмоциях?
А) влияние на успешность деятельности
Б) знак переживания
В) уровень эмоциональной сферы
Г) интенсивность
Д) уровень эмоциональной компетентности
3. Какой критерий классификации эмоций имеют в виду, когда говорят о стенических и астенических чувствах?
А) влияние на успешность деятельности
Б) знак переживания
В) уровень эмоциональной сферы
Г) интенсивность
Д) уровень эмоциональной компетентности
4. Какой критерий классификации эмоций имеют в виду, когда говорят о высших и низших эмоциях?
А) влияние на успешность деятельности
Б) знак
В) уровень эмоциональной сферы
Г) интенсивность
Д) уровень эмоциональной компетентности
5. Чувства, выражающие отношение человека к человеку и к обществу, – это чувства
А) социальные
Б) эстетические
В) интеллектуальные
Г) нравственные
6. Чувства, выражающие отношение человека к процессу познания, – это чувства
А) социальные
Б) эстетические
В) интеллектуальные
Г) нравственные
7. Чувства, отражающие и выражающие отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве, – это чувства
А) художественные
Б) нравственные
В) интеллектуальные
Г) эстетические
8. Установите соответствие
| 1. Аффекты 2. Страсть 3. Настроение | А) интенсивное и продолжительное эмоциональное переживание Б) интенсивное, но кратковременное эмоциональное переживание В) слабая интенсивность, но длительное по времени |
9. Установите соответствие между понятием и его определением
| 1. Фрустрация 2. Стресс | А) термин, используемый для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия Б) возникает в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые препятствия |
10. Содержание, характер отношения, возбудимость, устойчивость, глубина, сила – это индивидуальные особенности
А) эмоций
Б) мышления
В) воображения
Г) восприятия
Д) ощущений
Е) внимания
Тема 16. Воля
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие о воле в психологии
2. Характеристика волевых действий и волевой регуляции поведения
3. Структура волевого действия.
4. Компоненты воли (А.Ц. Пуни)






