Практические задания для самостоятельной работы

1. Решите задачи:  

А) Почему нельзя согласиться со всеми высказываниями, которые здесь приводятся? Какие из них и в чем соответствуют, а какие – противоречат принципу детерминизма?

    а) «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей» [45: с. 116].  

    б) «Хотя обстоятельства жизни люди игнорировать не могут и не должны, тем не менее их действия зависят не только от обстоятельств, но и от них самих, от их свободной воли» [39: с. 29].  

    в) «Если все материально обусловлено, то человеческой воле не остается никакого выбора, а где нет выбора – там неприменим критерий моральной ценности» [3: с. 63].  

    г) Научный подход к пониманию сущности воли «базируется на признании детерминированности воли и всех волевых проявлений объективными условиями жизни и деятельности людей» [42: с. 313].  

    д) «Поскольку человек способен по своему усмотрению, независимо от внешних условий, усилием собственной воли  принимать любые решения и совершать соответствующие этим решениям действия, то это доказывает на практике, что воля не подвластна внешнему миру, наоборот, она подчиняет себе наши мысли и действия, наше собственное тело» [42: с. 312].  

    2. Выберите линию поведения учителя, которая поможет мобилизовать волю ученика к дальнейшей работе. Какой эффект воспитательного воздействия достигается в каждом из этих случаев?  

    а) Учитель обращается к ученице: «Ты понимаешь, что ты говоришь?» Та молчит, потом говорит: «Понимаю», смотря себе под ноги.

    Учитель: «Ничего ты не понимаешь. Садись». (Смех в классе).

    б) Ученик, получавший все время тройки, прекрасно подготовил очередной урок и получил 5…

    «С нашим Петровым что-то стряслось, – с шуточной тревогой в голосе обратился учитель к классу. – Я вынужден ему поставить пятерку».

    в) «Разве ты не можешь, Витя, на каждом уроке отвечать так же хорошо, как сегодня? Разве ты не можешь быть у нас отличником? Как же тебе не совестно?»

    г) «Сегодня твой ответ меня не удовлетворяет. Ты, видно, недостаточно поработал, постарайся дело исправить, ты это можешь».

    д) «Твои ответы еще не удовлетворяют, но я чувствую, что ты подтягиваешься. Еще больше усилий, и мы тебя сравняем с классом» [25: с. 68].  

Темы рефератов

1. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

2. Волевая регуляция поведения.

3. Значение воли в организации деятельности и общения человека.

4. Основные направления и пути развития воли.

5. Становление волевых качеств личности.

6. Методы изучения воли.

7. Связь саморегуляции с деятельностью.

8. Развитие воли в онтогенезе.

9. Игры у детей и их значение в развитии воли.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

4. Щербаков Е.П. Функциональная структура воли. – 2-е изд. испр. и доп. – Омск: ОмГА, 2015. – 210 с.

Дополнительная:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.

3. Ильин Е.П. Психология воли. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.

4. Рогов Е.И. Эмоции и воля. – М.: Владос, 1999. – 240 с.

5. Селиванов В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. – 1982. – Т. 3. – № 4. – С. 14–24.

6. Селиванов В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. – 1986. – Т. 7. – № 6. – С. 110–121.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение методики определения уровня субъективного контроля (УСК) (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд) (Приложение 15).

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Выберите из списка то качество, которое относится к волевым

А) стабильность

Б) выдержка

В) любознательность

Г) реактивность

Д) эмоциональность

 

2. Вид регуляции действий, характеризующийся достаточностью условий для их автоматического исполнения

А) волевая регуляция

Б) произвольная регуляция

В) непроизвольная регуляция

 

3. Выберите действие, которое не относится к волевым

А) действие, осуществляемое при дефиците побуждения

Б) целенаправленное действие

В) действие, необходимое по внешним или внутренним причинам

Г) действие, осуществляемое в составе сложного навыка

 

4. Волевое усилие относится к

А) этапам волевого акта;

Б) волевым качествам личности;

В) борьбе мотивов;

Г) непроизвольной регуляции поведения

 

5. Студент, чувствующий необходимость начать готовиться к экзамену, однако при этом переживающий желание отдыхать с друзьями, находится на этапе

А) осмысления цели действия

Б) борьбы мотивов

В) начала волевого усилия

Г) исполнения волевого действия

 

6. Утомленный схваткой боксер перед выходом на ринг в последнем раунде убеждает себя в том, что ему нужно победить во что бы то ни стало ради защиты чести страны. Данная ситуация демонстрирует

А) непроизвольную регуляцию поведения

Б) произвольную регуляцию поведения

В) волевую регуляцию поведения

 

7. Оценка результатов волевого действия относится к

А) познавательному компоненту волевого действия

Б) этапу осмысления цели действия в структуре волевого акта

В) этапу борьбы мотивов в структуре волевого акта

Г) исполнительному компоненту волевого действия

 

8. Опоздавший на работу человек в объяснительной записке начальству пишет, что причиной опоздания явились несколько событий: несработавший будильник, автомобильные пробки по дороге на работу и застрявший лифт. Тем самым работник демонстрирует явление

А) недостатка воли

Б) внешнего локуса контроля

В) доминирования внешних раздражителей

Г) борьбы мотивов в структуре волевого акта

 

Тема 17. Способности и одаренность

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия о способностях. Структура способностей.

2. Общие и специальные способности.

3. Понятия об одаренности. Модели одаренности

4. Психологическая характеристика одаренного ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: