Информационный материал

Понятие и виды общения. Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно, общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.).

Вместе с тем общение удовлетворяет особую потребность человека в контакте с др. людьми. Удовлетворение этой потребности, появившееся в процессе общественно-исторического развития людей, связано с возникновением чувства радости.

Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Одним из первых признаков этих контактов служит улыбка ребенка в ответ на ласку взрослого (после 4-й недели жизни). На 2 месяце у младенцев появляется 1-я форма общения со взрослыми. Это непосредственно-эмоциональное общение вне практического сотрудничества с партнером.

К концу первого года жизни у детей формируется ещё одна форма контактов с окружающими – предметно-действенное общение, включенное в совместную деятельность и манипуляторную деятельность ребенка и взрослого. К концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативно-личностное общение, основные формы которого развиваются уже во взрослом возрасте.

Общение со взрослыми – один из главных факторов психологического развития ребенка.

Тесная связь между структурами личности и процессов общения как в онтогенезе, так и в процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения общения неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта.

Понятие «общение педагогическое» родилось в конце 1970-х гг. (В.А. Кан-Каллик и А.А. Леонтьев), которое определяется как профессиональное общение педагога с обучаемыми в процессе обучения и воспитания как в урочное, так и во внеурочное время. А.А. Леонтьев ввел понятие оптимального педагогического общения. Это такое общение педагога с учащимися в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. Введение понятия оптимальное педагогическое общение очень важно. Во-первых, потому, что как ценность фиксируется не только передача-усвоение знаний, но и развитие личности, а также ученического коллектива; во-вторых, по мнению ученых, очеловечивание начинает затрагивать и учителя, как одного из субъектов учебной деятельности.

Межличностные отношения в группах. В психологии различают группы большие и группы малые. Примеры больших групп – социальные классы, различные этнические группы (нации, народности), профессиональные группы, половозрастные группы. Под малой группой понимают немногочисленную по составу группу, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Межличностные отношения – это переживаемые и в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения определяют психологический климат группы. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – их эмоциональная основа: они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Набор этих чувств безграничен. Однако все их сводят в две группы: коньюнктивные (сближающие, объединяющие) и дизъюнктивные чувства (разъединяющие людей чувства). Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной. Конкретный уровень их развития не безразличен для деятельности групп. Группа и коллектив. Коллектив в традициях отечественной психологии рассматривают как определенный уровень развития малой группы.

В широком смысле слова понятие «коллектив» может быть отнесено к любым группам, например, в рамках отдельного учреждения, организации: свое право на существование завоевали такие понятия как «коллектив научно-исследовательского института», «педагогический коллектив школы» и т.д.  

В психологическом знании ситуация складывается несколько иначе: коллективом (в узком смысле этого слова) принято называть высшую стадию развития малой группы.

Тот факт, что высший уровень развития группы был обозначен термином «коллектив», есть дань традиции, которая существовала у нас в стране. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, – это не любая совместная деятельность коллектива, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества.

В настоящее время в отечественной психологии существует несколько моделей развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении. Одна из них – содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В. Петровским: группа состоит из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости.

Во втором слое отношения опосредуются характером совместной деятельности (уровень ценностно-ориентационного единства).

В третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив. Динамика развития межличностных отношений проходит несколько этапов: знакомство, приятельские отношения (готовность к дальнейшему развитию отношений), товарищеские (сближение взглядов и оказание поддержки друг другу), дружеские отношения (общность интересов, целей деятельности). Механизм развития межличностных отношений – эмпатия (отклик одной личности на переживания другой). Эмпатия имеет несколько уровней: первый уровень – когнитивная эмпатия (понимание психического состояния другого человека без изменения собственного состояния), второй уровень – эмоциональная эмпатия – эмпатия в форме сопереживания. Третий уровень – эмпатия в форме межличностной идентификации – мысленная, чувственная и деятельностная. Вопрос 53. Лидерство и руководство в малых группах

Следует иметь в виду ряд характеристик, позволяющих дифференцировать понятия «лидер» и «руководитель».

Лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе. Руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.

Лидерство констатируют в условиях микросреды (какой является малая группа). Руководство – элемент макросреды, который связан со всей системой общественных отношений.

Лидерство возникает стихийно. Руководитель группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры.

Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы. Руководство - явление более стабильное.

Руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет.

Процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе. Лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

Сфера деятельности лидера – малая группа, где он и является лидером. Сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Лидерство есть чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: