Самоподготовка к занятию

Студенту необходимо…

Знать и понимать:

ü как влияет темперамент на трудовую и учебную деятельность;

ü основные свойства нервных процессов, а также типы высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову;

ü конституциональные теории характера (Э. Кречмер) и темперамента (У. Шелдон);

ü основные теории темперамента (В.М. Русалов, Я. Стреляу);

ü свойства темперамента (Б.М. Теплов, В.С. Мерлин);

ü основные проявления характера человека;

ü что такое акцентуации характера и психопатии;

ü классификации акцентуаций характера, по К. Леонгарду, А.Е. Личко.

ü как под влиянием воспитательных воздействий формируется характер.

Уметь:

ü различать проявления темперамента и характера в реальном поведении человека.

ü распознавать акцентуации характера человека.

Владеть:

ü понятиями темперамента и характера.

План самостоятельной работы

1. Прочитайте в рекомендованной литературе разделы, соответствующие вопросам для подготовки.

2. Законспектируйте Главу 17. Темперамент (С. 470-497) и Главу 18. Характер (С. 498-514) учебника «Общая психология и психология личности» под ред. А.А. Реана (2011) и Главу 4. Происхождение и развитие сознания человека (С. 70-121) учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015).

3. Объясните, как влияет темперамент на трудовую и учебную деятельность.

4. Из рекомендованного учебника Маклакова А.Г. «Общая психология» (2015) перенесите в тетрадь рисунок конституциональных типов характера, по Э. Кречмеру (С. 556) и таблицу различий типов темперамента, по У. Шелдону (С. 558).

5. Выучите основные свойства нервных процессов, а также типы высшей нервной деятельности, по И.П. Павлову.

6. Сформулируйте основные различия в теориях темперамента Я. Стреляу, В.М. Русалова.

7. Выучите свойства темперамента (Б.М. Теплов, В.С. Мерлин).

8. Установите, как меняется темперамент и характер в течение жизни под влиянием учебных, воспитательных и трудовых воздействий. Приведите примеры из художественной литературы.

9. Создайте таблицу, в которой систематизируйте все факторы, от которых зависит формирование темперамента и характера человека.

10. Ответьте на вопрос, какие различия проявляют в деятельности люди с высокой и низкой реактивностью и зависит ли от данного свойства темперамента продуктивность деятельности?

11. Выясните, что такое акцентуации характера и психопатии.

12. Создайте таблицу, в которой сопоставьте классификации акцентуаций характера, по К. Леонгарду, А.Е. Личко

Практические задания для самостоятельной работы

1. Понаблюдайте за поведением ребенка дошкольного или младшего школьного возраста во время его подвижной игры со сверстниками и попытайтесь определить, какие его поведенческие особенностями являются проявлениями темперамента и к какому типу темперамента он относится.

2. Выполните методики:

· Методика определение формулы темперамента (Приложение 18).

· Тест «Акцентуации характера» (Г. Шмишек – К. Леонгард) (Приложение 19).

Темы рефератов

1. Типы темпераментов, их психологическая характеристика.

2. Достоинства и недостатки каждого типа темперамента.

3. Темперамент и основные свойства нервной системы человека.

4. Темперамент и индивидуальный стиль детальности.

5. Темперамент и способности.

6. Теория темперамента В.В. Русалова.

7. Характер как совокупность устойчивых черт личности.

8. Типология характеров.

9. Акцентуированные типы характеров по К. Леонгарду.

10. Социальные типы характеров Э. Фромму.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2015. – 583 с.

2. Общая психология и психология личности / Под ред. А.А. Реана. – М.: АСТ: Астрель; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. – 639 с.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 713 с.

4. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. - М.: ИП РАН. - 528 с.

5. Савинков С.Н. Характеры: как изучить и приручить. - СПб.: Питер, 2014. - 192 с.

Дополнительная:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: информационно-методические материалы к курсу «Общая психология». – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 276 с.

2. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М.: Апрель-пресс, Эксмо-пресс, 2001. – 332 с.

3. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – 2-е изд., доп. и перераб. – Л.: Медицина, 1983. – 256 с.

4. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. – 544 с.

5. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

6. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М.: Прогресс, 1982. – 232 с.

7. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. – М.: Наука, 2004. – 444 с.

Работа на занятии

План занятия:

1. Дискуссия по вопросам, вынесенным на обсуждение.

2. Выполнение и обсуждение методики «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) (В.М. Русалов) (Приложение 20).

3. Итоговое тестирование.

Итоговый тест

1. Акцентуация личности, проявляющей высокую самоуверенность, тщеславие, хвастовство, склонность ко лжи, ориентированность на собственное «Я» как на эталон

А) гипертимный

Б) демонстративный

В) тревожный

Г) экзальтированный

 

2. Вставьте недостающее слово.

Темперамент определяет................ сторону психических процессов и деятельности:

А) содержательную

Б) субъективную

В) внешнюю

Г) формально-динамическую

 

3. Кто из перечисленных психологов не занимался исследованием темперамента

А) Г. Айзенк

Б) В.С. Мерлин

В) В.М. Русалов

Г) К. Леонгард

 

4. Уравновешенность - это свойство

А) темперамента

Б) реакций

В) нервных процессов

Г) ощущений

 

5. Вставьте недостающее слово.

Характер – это структура стойких психических свойств, определяющих особенности........................ и поведения человека

А) действий

Б) сознания

В) отношений

Г) психики

 

6. Свойство темперамента, по Б.М. Теплову, заключающееся в негибком приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности

А) резистентность

Б) тревожность

В) субъективация

Г) ригидность

 

7. Вставьте пропущенное слово. В числе прочего....................... проявляется в системе устойчивых мотивов и способов поведения.

 

8. Патологические изменения характера, требующие коррекции называются:

А) акцентуациями

Б) психопатиями

В) неврозами

Г) выраженными чертами

 

9. Тип темперамента, для которого характерны сила, уравновешенность и инертность нервных процессов

А) флегматик

Б) сангвиник

В) меланхолик

Г) холерик


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: