Тема: Рождение Киевской Руси. Крещение Руси
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
уметь: Характеризовать территории расселения восточных славян и их соседей, природных условий, в которых они жили, их занятий, быта, верований. Раскрыть причины и указать время образования Древнерусского государства. |
Объяснять и применить в историческом контексте понятия: «князь», «дружина», «государство».
знать: хронологическую последовательность правления первых русских князей; форму правления в древнерусском государстве
Учебная цель: способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал посредством составления схем и таблиц, раскрывать причины и итоги исторических процессов; развивать картографические навыки.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
1.Учебно-методическая литература:
1. 1.Артѐмов, В.В, Лубченко Ю.Н. п. 22-23 с 89-93
|
|
2. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
Задание 1: (2б);
Вопрос: | Выберите вариант ответа: |
1) Центрами Древнерусского государства были: | а) Тверь и Смоленск, б) Новгород и Псков, в) Киев и Новгород, г) Москва и Суздаль. |
2) Государство у восточных славян сложилось в: | а) 8-9 вв., б) 9-10 вв., в) 10-11 вв., г) 7-8 вв. |
3) Полюдье – это: | а) запись событий по годам, б) объезд князем с дружиной подвластных земель, платящих дань, в) соседская община, г) штраф. |
4) Основание правящей династии русских князей летописцы связывают с: | а) призванием варягов, б) объединением Киева и Новгорода, в) государственной деятельностью княгини Ольги, г) княжением Олега Вещего. |
5) В какой город, согласно летописному рассказу, варяги были приглашены на княжение: | а) Новгород, б) Константинополь, в) Киев, г) Псков. |
6) Кто из варяжских князей и когда объединил под своей властью Киев и Новгород: | а) Рюрик в 862 г., б) Олег в 882 г., в) Аскольд при участии Дира в 865 г., г) Игорь в 945 г. |
Задание2: (2б);
А) Используя предложенные ниже слова, заполните пропуски в тексте.
Б) Используя учебную литературу (§23), заполните таблицу: «Значение принятия христианства на Руси».
Князь_________________, внук ________________________, сын___________________________, не зря получил почётное прозвище ________________, ведь он крестил Русь. Первая попытка религиозной _____________была предпринята им в _______ году, но оказалась неудачной. Вторая, в ______году, стала важным деянием князя ____________________. Тогда же им была пожалована церкви ________________своих доходов на постройку первого _______________ храма на Руси – церкви ______________________________,названной____________________.Народные_____________называют князя _________________________, потому что он не только совершал __________________ против врагов земли русской, строил города и_______________, но и создал первую в русской истории «____________________________» – линию оборонительных пунктов против ______________________________________.
|
|
Ответы: Князя Святослава, 988, реформы, Десятинной, Красное Солнышко, засечную черту, кочевников-печенегов, каменного, крепости, Владимир I, Успения Богородицы, былины, походы, Святой, десятина, 980, княгиня Ольга.
Задание 3: (1б);
Значение принятия христианства на Руси
Для экономического развития страны | Для политического развития страны | Для культурного развития страны | Для международного положения государства | Для обороны страны |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
Тема: Древняя Русь в эпоху политической раздробленности
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
уметь: сравнивать, анализировать исторический материал, характеризовать период феодальной раздробленности, работать с картой и таблицами;
знать: основное содержание темы, основные крупные княжества и земли периода феодальной раздробленности Руси.
Учебная цель: выяснить причины и последствия феодальной раздробленности на Руси;
- выявить особенности развития крупных русских княжеств.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
1.Учебно-методическая литература:
Артѐмов В. В, Лубченков Ю.Н. §25, с. 96-99.
Задание 1: (1б) Время с начала ХII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. Дайте определение феодальной раздробленности. Назовите причины феодальной раздробленности на Руси.
Задание 2: (2б) Работая с текстом учебника, назовите причины феодальной раздробленности: 1- экономические; 2- политические; 3- социальные; 4 – внешнеполитические.
Задание 3: (2б)
Ознакомьтесь с материалами учебника (В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: ИЦ «Академия», 2014. п. 25– с. 97 - 99) и заполните таблицу «Основные центры феодальной раздробленности». | ||||
Основные центры феодальной раздробленности | ||||
Особенности | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество | Новгородская земля | |
Территориальные | ||||
Экономические | ||||
Социально-политические | ||||
Формы правления |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8