Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Уметь:
Раскрыть причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы.
Аргументировать и оценить деятельности Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III. Раскрыть роль Русской православной церкви в возрождении и объединении Руси. Составить характеристику Ивана III.
Знать: на исторической карте рост территории Московской Руси. Определение «Москва – «третий Рим».
Учебная цель: определить причины объединения русских земель вокруг Москвы.
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
1.Учебно-методическая литература:
Артѐмов В.В, Лубченков Ю.Н. §28, 29 с. 104-111.
Задание 1: Используя учебник ответьте на приведенные ниже вопросы. (1б)
1. В чем причины возвышения Московского княжества?
2. Каковы итоги Куликовской битвы?
3. При каком правителе из династии Рюриковичей (Имя, годы правления) завершится процесс объединения Русского государства, ознаменовавший окончание феодальной раздробленности и ордынского ига?
Задание 2:«Да – Нет» (2б)
| № | вопрос | ответ |
| 1 | За политическое лидерство Москва соперничала с Тверью | |
| 2 | Московским князем в период наивысшего расцвета княжества был Александр Невский | |
| 3 | Первым собирателем земли русской называют московского князя Ивана Калиту | |
| 4 | В 1367 году в Москве был построен каменный Кремль. С тех пор Москву называют белокаменной | |
| 5 | Основной формой крупного феодального землевладения на Руси с 14 века являлось поместье | |
| 6 | В 1472 году овдовевший Иван III, женился на племяннице византийского императора Софье Палеолог. Государственным гербом стал византийский двуглавый орел | |
| 7 | Формирование единого централизованного государства завершилось при Иване Красном, сыне первого московского князя Даниила | |
| 8 | В 14-15 веках на Руси появились помещики | |
| 9 | 1521 год считается датой образования централизованного государства, получившего название Россия | |
| 10 | Первым сводом законов единого государства стал «Судебник», принятый Иваном Ш | |
| 11 | «Стояние» на реке Угра завершило почти 250-летнее иго Золотой Орды над Русью | |
| 12 | «Юрьев день», установленный один срок в году для перехода крестьян к другому хозяину является началом крепостничества на Руси |
Задание 3: Кроссворд по теме: «Возвышение Москвы» (2б)
Инструкция: Среди буквенной абракадабры отыщите ответы на вопросы. В скобках указано число букв, в правильном решении. Первое слово выделено
| Д | Р | У | А | Д | К | Т | В | Е | Р | Ь | С |
| О | О | К | Н | А | А | В | Р | Е | Л | Л | Е |
| Л | Г | И | И | Л | Л | И | О | В | Т | И | Р |
| О | К | Й | Н | Н | И | З | Я | А | В | Л | Г |
| Л | Н | А | А | О | Т | А | И | И | М | А | И |
| О | М | И | В | Д | А | Н | Т | Р | И | Д | Й |
1. Московский князь, имевший несметные богатства (6 букв)
2. Русский князь, считающийся основателем Москвы (10 букв)
3. Главная соперница Москвы (5 букв)
4. Младший сын Александра Невского, которому досталась в наследство Москва (6 букв)
5. Город, которым завладел Даниил (7 букв)
6. Имя Калиты (4 буквы)
7. Священник, благословивший русское войско перед Куликовской битвой (6 букв)
8. Столица Северо-Восточной Руси (8 букв)
9. Страна, преемницей которой считала себя Москва (8 букв)
10. Река, в устье которой произошла битва с монголо-татарами в 1380 г. (3 буквы)
11. Новый символ на гербе России, появившийся в 15 веке (4 буквы)
12. Государство, западная соседка России (5 букв)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
Тема: Смута в России начала XVII в.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Студент должен:
Уметь: Объяснить смысл понятий: «Смутное время», «самозванец», «крестоцеловальная запись», «ополчение», «национально-освободительное движение».
Раскрыть сущность и причины Смутного времени. Охарактеризовать личности и деятельность Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II.
Знать: Сущность Смуты и возрождение российской государственности
Учебная цель: проследить влияние периода смутного времени на развитие России в 17 веке
Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:
Учебно-методическая литература:
Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н., параграф 43 с.151-155
Задание1: заполните таблицу «События Смутного времени», указав в правом столбце минимальное количество фактов, которые надо знать. (2б)
«События Смутного времени»
| Исторический деятель | Кто такой? | Что сделал? (1) Что с ним произошло? (2) |
| Борис Годунов | ||
| Лжедмитрий I | ||
| Василий Шуйский | ||
| Иван Болотников | ||
| Прокопий Ляпунов | ||
| Лжедмитрий II | ||
| Сигизмунд III | ||
| Владислав | ||
| Марина Мнишек | ||
| Филарет | ||
| Козьма Минин | ||
| Дмитрий Пожарский | ||
| Михаил Романов |
Задание 2: Укажите даты событий Смутного времени: (1б)
2. Вторжение Лжедмитрия I в Россию –
3. Вторжение Лжедмитрия II в Россию –
4. Второе ополчение –
5. Избрание Михаила Романова на царство –
6. Первое ополчение –
7. Польская интервенция в Россию, начало осады Смоленска –
8. Свержение Василия Шуйского, приглашение Владислава на престол –
9. Свержение Лжедмитрия I. Избрание царём Василия Шуйского –
10. Смерть Бориса Годунова, победа Лжедмитрия I –
Задание 3: Используя материал учебника, дайте определение следующим понятиям.
Смута –
Народное ополчение –
Задание 4: заполнить таблицу: (1б)
| Последствия Смуты: | |
| Отрицательные | Положительные |
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11