Тема: СССР в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Знать:

Итоги Второй мировой и Великой Отечественной войн, их исторического значения.

Уметь:

Систематизировать материал о крупнейших военных операциях Второй мировой и Великой Отечественной войн: их масштабах, итогах и роли в общем ходе войн (в виде синхронистических и тематических таблиц, тезисов и др.).

Формулировать собственную оценку итогам и последствиям коренного перелома в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Учебная цель:

Сравнение военно-экономический потенциал Германии и СССР в годы Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 94.

Задание 1: Заполните таблицу «Великая Отечественная война» (II период войны: коренной, тыл в годы войны, международные конференции, итог коренного периода войны), используя учебник и интернет ресурсы (2б)

Великая Отечественная (22.06.1941 – 09.05.1945)

Причины войны  
Соотношение сил

СССР

Германия

Союзники
Военные планы
I период войны: начальный

II период войны:

коренной

III период войны:

завершающий

1941 г. – ноябрь 1942 г. 1942 г. 1943 г. 1944 г. 1945 г.
         
Итог:

Итог:

Итог:

Города-герои Дети-герои Полководцы Партизаны Символы Победы
Тыл Международные конференции Военные операции Словарь терминов Итоги, историческое значение войны

 

Задание 2: Рассмотрите таблицу «Соотношение потенциалов СССР и Германии, включая союзников и ресурсы оккупированных Германией территорий». Ответьте на вопросы к документу. (3б)

Наименование продукции

СССР

Германия

Июль 1941 г. – июль 1945 г. В среднем за год 1941 – 1945 гг. В среднем за год
Чугун (млн т) 31,5 7,9 98,1 24,5
Сталь (млн т) 45,4 11,3 133,7 33,4
Электроэнергия (млрд кВт ч) 147,3 36,8 334,0 83,5
Танки и САУ (тыс штук) 95,1 23,8 53,8 13,5
Боевые самолеты (тыс. штук) 108,0 27,0 78,9 19,7
Орудия без минометов (тыс. штук) 188,1 47,9 102,1 25,5

Вопросы к документу:

1. Сравните военно-экономический потенциал Германии и СССР и сделайте вывод о роли советской экономики в годы войны.

2. Почему, имея меньший экономический потенциал, чем Германия и подчиненные ей страны Европы, СССР смог производить большее количество продукции?

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 23.

Тема: СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент должен:

Знать:

Процесс возрождения различных сторон жизни советского общества в послевоенные годы.

Перемены в общественно-политической жизни СССР, новых подходов к решению хозяйственных и социальных проблем, реформ.

Уметь:

Систематизировать материал о развитии СССР в первые послевоенные годы, основных задачах и мероприятиях внутренней и внешней политики.

Формулировать собственную оценку итогам и последствиям экономического развития СССР в послевоенное время.

Учебная цель:

Изучение особенностей восстановления и развития экономики в послевоенный период.

Формирование навыков работы с историческими документа, умения их анализировать, рассматривать с разных точек зрения.

Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

Учебно-методическая литература:

Артѐмов, В.В, Лубченков Ю.Н. п. 97.

 

Задание1: Ознакомьтесь с текстами документов, посвященных четвертой пятилетке восстановления экономики страны в послевоенный период. (3б)

ИЗ РЕЧИ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ И. В. СТАЛИНА НА ПРЕДВЫБОРНОМ СОБРАНИИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ СТАЛИНСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ОКРУГА г. МОСКВЫ.

ФЕВРАЛЯ 1946 г.

Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы.

Я не сомневаюсь, что, если окажем должную помощь нашим ученым, они сумеют не только догнать, но и превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами нашей страны.

Что касается планов на более длительный период, то партия намерена организовать новый мощный подъем народного хозяйства, который дал бы нам возможность поднять уровень нашей промышленности, например, втрое по сравнению с довоенным уровнем. Нам нужно добиться того, чтобы наша промышленность могла производить ежегодно до 50 млн. тонн чугуна, до 600 млн. тонн стали, до 500 млн. тонн угля, до 60 млн. тонн нефти. Только при этом условии можно считать, что наша Родина будет гарантирована от всяких случайностей. На это уйдет, пожалуй, три новых пятилетки, если не больше. Но это дело можно сделать, и мы должны его сделать.

Из закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. 18 марта1946 г.

…В этих целях необходимо:

1. Обеспечить первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта...

2. Добиться подъема сельского хозяйства и промышленности...

З. Обеспечить дальнейший технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства СССР.

4. Завершить в 1946 году послевоенную перестройку народного хозяйства.

5. Обеспечить дальнейшее повышение обороноспособности СССР.

6.Обеспечить высокие темпы накопления... Всемерно развивать строительную индустрию.

7. Всемерно развивать дело восстановления и дальнейшего строительства городов и сел, увеличение жилищного фонда страны.

8. Превзойти довоенный уровень народного дохода и уровень народного потребления.

9. Укрепить в промышленности и на транспорте постоянные кадры рабочих.

10. Повысить производительность труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: