Дверь отворилась, и огненно-рыжий пёс бросился на Ко-сту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал ли-зать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок

— Артюша, перестань!

 

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба — мальчик и собака — с неимоверной скоростью устре-мились вниз.

2) Найдите в тексте разговорные слова. Запишите их. Подберите

 

к этим словам нейтральные синонимы. Используйте словарь портала «Грамота.ру».

 

 

134. 1) Прочитайте выразительно фрагмент поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Люблю тебя, Петра творенье,

 

Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей


 


111


Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

 


Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады,

 

И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла, И, не пуская тьму ночную На золотые небеса, Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.

 

2) Найдите в тексте книжные и нейтральные слова. Как вы ду-маете, почему поэт не употребляет разговорные слова?

 

3) Уточните по словарю, какую стилистическую окраску имеют выделенные слова. С какой целью они употреблены в тексте?

 

135. Орфографический и пунктуационный практикум.

С сев..ра на юг и с юга на сев..р, сквозь л..са и степи,

 

Тор..пливо и медленно т..кут б..льшие реки и маленькие ре-чушки — г..лубые д..роги земли. Все они имеют св..ё имя. Это имя г..ворит нам о том, чем когда-то обратила на себя внимание н..рода та или иная р..ка.

Реку (В/в)язьму назвали так за вя..кое, илистое дно.

 

А вот реки (Л/л)иповка (О/о)льшанка (В/в)язовка были так назв..ны по бер..говой р..стительности, за липы ольхи и вя-зы по их бер..гам. Стр..ение и история реч(?)ных названий могут быть самыми различ(?)ными. Ответ на вопрос, откуда получ..ют им..на реки, может, так ск..зать, л..жать на по-верхност.. и быть видным нево..ружённым глазом.

(По Н. Шанскому)

 

 

§ 14. Речь правильная. Основные

Грамматические нормы

 




double arrow
Сейчас читают про: