Психоаналитические теории любви (Куттер П. «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей»)

Любовь в своей активной и пас­сивной формах, когда в первом случае любят, а во вто­ром – позволяют себя любить, а также в своем кратко­временном варианте – влюбленности, и варианте дли­тельном – страстной любви, занимает привилигированное положение в азбуке страстей.

Современная психология рассмат­ривает любовь как уравнение с тремя неизвестными: интимностью, сексуальностью и ответственностью.

Психоаналитические воззрения на любовь:

1. Бессознательная побудитель­ная сила любви – половое влечение, энергия которого, либидо, проистекает из физиологического источника и любой ценой стремится к своей цели, удовлетворе­нию. Такая энергия связана с внешними возбудителями, к которым можно причислить привлекательное лицо, определен­ные части тела, изображения или фантазии.

2. Любовь – это в большей или меньшей степени попытка наверстать другую любовь, упущенную в детстве; это мнение полностью согласуется с психо­аналитической теорией травмы. В качестве травматических обсто­ятельств могут выступать сексуальные домогатель­ства взрослых или жестокое обращение с ребенком. Зна­чительное место среди травматических обстоятельств занимают действия, ущерб от которых носит опосредо­ванный характер: недостаток заботы, отсутствие ува­жения, дефицит общения, небрежность, равнодушие, отсутствие заинтересованности. В первом случае возни­кает травматический опыт, сопровождаемый стимуля­цией аффектов. Во втором случае речь идет об опыте недостаточной любви, недостаточной заботы, сопровож­даемом угнетением аффектов.

3. Любовь является бессознательным повторением непреодоленных конфликтов, идущих из прошлого. Ребенок ощущает себя “третьим лишним», исключенным из жизни влюбленной пары, переживает нарцистическую обиду, завидует имущим, ревнует к тому, кто отнимает у него одного из родителей. Человек, ощущавший в детстве свою слабость, может захотеть стать сильней­шим. Так жертва оборачивается палачом. Людям приходится на протяжении всей жизни сталкиваться с непреодоленными конфликтами, обсуждать их в разговорах с друзьями, размышлять о них в одиночестве. Так или иначе, речь идет о непре­одоленных детских конфликтах, которые снова и снова толкают нас на любовь.

4. Любовь – это всегда удовлетворение неизбежного желания самоутвердиться. Любовь, главным образом, посвящена самому любящему, а не предмету любви. Человек любит не другого человека, а себя. Получается, что любовь аналогична самовлюбленности. В любви мы желаем лишь само­утвердиться, поднять собственную цену в своих глазах. Другой человек – лишь средство для достижения этой цели.

 

Природа ревности и зависти: психоаналитические воззрения. (П. Куттер «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей»).

Ревность влечет за собой чувства, сопровождаемые вспышками страстей. Например, женщина может испытать ярость при мысли о неверности своего возлюбленного. Она способна даже его возненавидеть. Таким образом, ревность — это одна из причин того, что любовь может внезапно обернуться ненавистью, которая бывает подчас столь значительна, что индивид стремится любым способом причинить страдания, оскорбить и унизить любимого им человека.

Ревность может иметь и другой исход: активность, жажду деятельности. Если беспокойство первоначально обязано своим возникновением возрастающему недоверию, сопровождаемому желанием преследовать неверного возлюбленного, то рано или поздно оно превратится в месть. Неверность и ревность тесно взаимосвязаны, ведь поводом для ревности служит тот факт, что кто-то любит не нас, а другого. Каждый из нас знаком с чувствами острой боли, мучительной горечи и невыносимой печали, возникающими в тот момент, когда человек, понимает, что ему предпочли другого, или даже просто предполагает это. В такие моменты человек ощущает, что навсегда лишился чего-то очень ценного, словно пострадал от руки грабителя. Внутренняя опустошенность, вызванная потерей, сопровождается печалью..

Таким образом, метаморфозы ревности продиктованы невыносимой нарцистической обидой, способной значительно занизить самооценку.

Зависть, так же, как и ревность, можно отнести к страстям, поскольку она обуславливает ревностное стремление к тому, что причиняет страдания и тем самым приводит к несчастью. Зависть — следствие чувства собственной неполноценности. Нередко говорят о «зависти неимущих», полагая, что неимущие завидуют богатству имущих. Зависть направлена на то, чего индивид лишен. Однако причиной для зависти служит не только имущество, но и такие человеческие качества, как красота, здоровье, интеллигентность.

Таким образом, зависть заявляет о себе при появлении подходящего объекта, выступающего в роли внешнего возбудителя, требующего разрядки. Однако чувство зависти гнездится в душе завистника, которого преследуют самоистязательные и саморазрушительные фантазии. Он угрюм, он страдает под бременем тяжких размышлений. Зависть отравляет его, подтачивает его изнутри, паразитируя на душе, словно червь. Такова психическая ипостась зависти.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: