Природа любви: иметь или быть? (Э. Фромм «Искусство любить»)

Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человече­ского существования. Что действительно существенно в существова­нии человека так это то, что он вышел из животного царства, из сферы инстинктивной адаптации, переступил пределы природы.

Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги.

Желание межличностного слияния – наиболее мощное стремление в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Слияние может быть достигнуто различными способами, и свойственно различным формам любви. Имеется в виду любовь, как зрелый ответ на проблему существования, и говорится о незрелых формах любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом.

Симбиотическре единство имеет свою биологическую модель в отношениях между беременной матерью и отцом. Они являются двумя существами и в то же время чем-то единым. В этом симбиотическом единстве два тела психически независимы, но тот же вид привязанности может существовать и в психологической сфере.

Пассивная форма симбиотического единства – это подчинение – мазохизм. Мазохистские отно­шения могут быть связаны с физическим, сексуальным желанием; мазохистское подчинение судьбе, болезни, ритмической музыке, производимому наркотиком, гипнотическим трансом.

Активная форма симбиотического единства это господство – садизм. Садист зависит от подчиненного человека так же, как и тот зависит от него; садист отдает приказания, эксплуатирует, причиняет боль, унижает, а мазохист подчиняется приказу, эксплуатации, боли, униже­нию.

В противоположность симбиотическому единению зрелая любовь это единение собственной индивидуальности. Любовь – это активная сила в человеке, которая объеди­няет его с другими, помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества; при этом позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность. Любовь – это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. Любовь значит, прежде всего, давать, а не брать.

Давание – это высшее проявление силы. Давать – более радостно, чем брать потому, что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности. Наиболее важная сфера давания это не сфера материальных вещей, а специфически человеческая сфера. Что один человек дает дру­гому. Он дает себя, самое драгоценное из того, что имеет, он дает свою жизнь. Давание побуждает другого человека тоже стать дающим, и они оба разделяют радость, которую внесли в жизнь. В случае любви это означает, что любовь это сила, которая рождает любовь, а бессилие – это невоз­можность порождать любовь.

Любовь – это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Ответственность от начала до конца добровольный акт. Быть „ответственным" значит быть в состоянии и готовности „отвечать". Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосход­ства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уваже­ние – это не страх и благоговение; оно означает способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение, предполагает отсутствие эксплуатации.

Уважать человека невозможно, не зная его. Знание было бы пустым, если бы его мотивом не было заинтересованность. Есть много видов знания; знание, которое является элементом любви, не ограничи­вается поверхностным уровнем, а проникает в самую сущность. Фундаментальная потребность в соединении с другим челове­ком таким образом, чтобы мочь освободиться из темницы собственной изоляции, тесно связана с другим специфическим человеческим жела­нием, желанием познать „тайну человека". Есть один, отчаянный, путь познать тайну: это путь полного господ­ства над другим человеком. Высшая степень такой попытки познания обнаруживается в крайностях садизма, в желании и способности при­чинять страдания человеческому существу. Мы часто видим путь познания в явной его форме у детей. Ребенок берет какую-либо вещь и разбивает ее ради того, чтобы познать. Жестокость сама по себе мотивируется чем-то более глубинным: желанием познать тайну вещей и жизни.

Другой путь познания „тайны" – это любовь. Любовь представляет собой активное проникновение в другого человека, проникновение, в котором мое желание познания удовлетворяется благодаря единению. Любовь – единственный путь познания.

Страстное желание узнать самих себя и узнать наших ближних выражено в дельфийском призыве „Познай себя". Это основная пружина всей психологии. Однако познание мыслью, т. е. психологические знания, это необходимое условие для полного знания в акте любви.

Проблема познания человека аналогична религиозной проблеме познания бога. Переживание единства с человеком, или в плане религиозном с богом, не является актом иррациональным.

Забота, ответственность, уважение и знание взаимозависимы. Они представляют собой набор установок, которые должны быть заложены в зрелом человеке.

Мужчина и женщина обретают внутрен­нее единство только в единстве своей мужской и женской полярности. Проблема женско-мужской полярности требует рас­смотрения темы любви и пола. Половое влечение между полами отчасти мотивировано необходимостью устранения напряженности, основу же ее составляет необходимость единства с другим полом.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: