Психологическое образование на доконцептуальном уровне и его психологическая сущность

Преподавание психологии необходимо осуществлять тогда, когда ученик может понять простейшие психологические понятия, уметь рассуждать, высказывать суждения. Как показывает практика, даже в старших классах обучать психологии школьников сложно. Во-первых, психологические понятия сложны для восприятия и понимания, во-вторых, специфичность содержания предмета создает барьеры.

Обучать психологии необходимо с детства. Коломинский выделил два уровня обучения психологии: доконцептуальный и концептуальный.

На доконцептуальном уровне обучение психологии сводится к созданию благоприятных условий для развития ребенка на всех возрастных периодах развития. Во-первых, необходимо создавать условия для полного удовлетворения возрастных потребностей ребенка, способствовать своевременному проявлению психических новообразований возраста, использовать все возможности развития сензитивной стороны психики.

Например, в младенчестве возрастной потребностью является эмоциональное общение со взрослыми. Ведущим видом деятельности в психическом развитии для этого возраста является непосредственно-эмоциональное общение ребенка со взрослыми, и в первую очередь - с матерью. При удовлетворении возрастных потребностей у ребенка проявляются психические новообразования возраста. В первую очередь формируются к концу возраста эмоциональные эталоны: закладываются стереотипы определенных эмоциональных переживаний, складывается на уровне подсознания определенный репертуар, сила и направленность эмоций на всю жизнь. Кроме этого, психическим новообразованием возраста принято считать возникновение автономной речи, для которой характерны аффективная окраска, непостоянство значений слов, их многозначность.

В раннем детстве обучение психологии ребенка сводится к удовлетворению возрастной потребности в восприятии окружающего мира, элементарном понимании его. Ведущим видом деятельности в психическом развитии является предметно-манипулятивная деятельность. Сензитивной сферой психического развития принято считать сенсорно-моторную. В дошкольном детстве обучение психологии сводится к удовлетворению возрастной потребности в самоопределении, в выделении «я» и окружающею мира, а также потребности в познании мира межличностных отношений и смысловой основы деятельности взрослых людей. Ведущим видом деятельности в психическом развитии дошкольника является сюжетно-ролевая игра. При условии удовлетворения возрастных потребностей в сюжетно-ролевой игре у дошкольников проявляются возрастные новообразования. Важнейшие из них - это социальные эталоны поведения.

Ребенок, у которого наиболее полно проявились психические новообразования, достаточно хорошо развиты эмоциональная и интеллектуальная сферы, и со сложившимися благоприятными отношениями с другими людьми, конечно, уже на концептуальном уровне будет усешнее овладевать психологическими понятиями, суждениями в сравнении с теми детьми, у которых развитие было неблагополучным

На уровне содержание обучения включает научные понятия, суждения, закономерности психического и личностного развития. Организационными формами обучения психологии являются в школе - различные виды урока, факультативные занятия, в высших учебных заведениях - лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, активные формы обучения и т д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: