Методика проведения беседы как метода обучения психологии

Метод беседы предполагает работу преподавателя с учениками с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, понятий или закономерностей.

Возможны беседы, в ходе которых ученики вспоминают, систематизируют, обобщают ранее усвоенное, делают выводы, подыскивают новые примеры использования в жизни изученного ранее явления, закона и пр. Такие беседы носят в основном объяснительный характер и рассчитаны на оперирование ранее усвоенным, на активизацию памяти учеников.

В то же время возможны и весьма желательны при достаточной подготовленности учеников беседы, в ходе которых они под руководством преподавателя сами отыскивают возможные ответы на проблемные вопросы. Эти беседы носят эвристический характер.

В процессе обучения применяются также вводные, основные и заключительные беседы по изучаемой теме. В последние годы все чаще применяются обобщающе-повторительные беседы. Метод беседы открывает уникальные возможности для привлечения учеников к формулированию выводов и обобщений.

В целях усиления воспитательного характера обучения применяются беседы, ориентированные на формирование мировоззренческих взглядов и убеждений, беседы-доказательства. В связи с введением курса «Этика и психология семейной жизни» значительно расширилось применение в учебном процессе этических бесед.

Чтобы возбудить у учащихся интерес к новой теме, особенно в младших и средних классах, применяются мотивирующие беседы, подводящие к основной теме.

В ходе проведения лабораторных и практических работ применяются инструктивно-методические беседы, направленные на выявление мнений учеников о способах решения поставленных опытно-практических задач, выяснение имеющихся затруднений, степени понимания характера предстоящих действий и операций с приборами, установками, объектами производительного труда и пр. Таким образом, в арсенале любого учителя имеется богатый набор различных видов бесед учебно-воспитательного характера.

Метод беседы применяется для облегчения усвоения теоретических знаний, для развития мышления, познавательных умений и навыков учащегося. Этот метод содействует развитию речи, умению аргументировать, доказывать, вести дискуссию.

Применяются беседы и для усвоения фактических знаний. В этом случае, учитель стремится, чтобы ученики, отвечая на вопросы, нашли самостоятельные примеры практического применения в окружающей действительности изучаемых на уроке явлений.

Полезно использовать метод беседы для анализа усвоения задачи и обсуждения возможных путей ее решения и выбора из них варианта, наиболее рационального с точки зрения быстроты, краткости, экономичности и оригинальности решения.

Применение метода беседы особенно рационально в средней группе классов, так как до этого школьники еще не обладают широким запасом знаний и навыков участия в беседе, а в старших классах большой объем учебного материала требует отдать предпочтение методам рассказа-объяснения, проблемному изложению материала, а часто и лекциям.

Необходимо предупредить молодых учителей от формального стремления максимально использовать метод беседы, поскольку он является признаком активизации школьников. При таком подходе нередко беседы организуются по второстепенным вопросам данной темы, не помогают усваивать главное, существенное. Тем самым они приводят к непроизводительным затратам учебного времени. В такой же мере бесполезны беседы с односложными вопросами и ответами.

В ходе беседы учителя далеко не всегда ориентируются на основную массу учеников, а опираются лишь на ответы особо подготовленных из них, не вовлекают в беседу слабоуспевающих, которые больше других нуждаются в подобном методе обучения. Редко в ходе беседы обсуждаются спорные и ошибочные ответы учеников. Не все учителя в ходе беседы создают благоприятный микроклимат, подбадривают учеников, поощряют их желание активно участвовать в беседе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: