Формы и содержание психологического образования младших школьников

Содержание психологического образования должно ориентироваться на: социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, возрастную сензитивность, и зона ближайшего развития его познавательной и личностной сферы.

Ведущим видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Также наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют и в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой. Центральным новообразованием возраста – внутренний план действий, произвольность, внутренняя позиция школьника. У младшего школьника формируется характерные свойства, новый уровень потребностей, позволяющих ему действовать, руководствуясь своими собственными целями. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важных задач развития ребенка на данном возрастном этапе. Развитие общения со сверстниками знаменует собой новую стадию эмоционального развития ребёнка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой зависимости от учителя и других значимых взрослых.

Цели преподавания психологии в начальных школах: 1) дать общие первичные знания о психологии как науке, раскрыть содержание ряда психологических понятий; 2) помочь ребенку в постепенном открытии своего собственного внутреннего мира, показать уникальность и ценность этого мира; 3) пробудить интерес ребенка к самому себе и другим людям.

Содержание работы должно быть направлено на: формирование произвольности поведения; умение действовать по образцу, по правилам; овладение контрольно-оценочными действиями; овладение планирующей функцией речи; пространственная ориентировка – через навыки определения пространственных признаков объекта, направления действия, наглядное моделирование пространственных отношений; развитие познавательных способностей через знаково-символьческое замещение (больше, меньше, равно); владение перцептивным эталоном; владение схематическим письмом; формирование внутренней позиции школьника через мотив достижения, через ситуацию успеха.

Здесь организуются короткие дискуссии в форме игр-тренингов, конкурсов, соревнований, ролевые игры, инсценирование жизненных ситуаций, обсуждение поведения и поступков героев из художественной литературы.

 

Учет возрастных закономерностей в обучении психологии подростков.

Главной задачей развития в подростковом возрасте является самоопределение в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми. Подросток приобретает навыки межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола, формирует более независимые отношения с родителями (уменьшается эмоциональная зависимость при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке). В этот период складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, людям, обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения.

Центральная потребность данного возраста — быть и чувствовать себя взрослым.

Чувство взрослости у подростков выражается в повышенной критичности по отношению к учителям и другим взрослым. Возрастает количество конфликтов между родителями и детьми. Это происходит из-за того, что подростки начинают формировать собственную систему ценностных установок и ориентаций, из-за разных представлений о степени самостоятельности. Подростки находятся во власти противоречивых тенденций: с одной стороны, им хочется иметь свободу, но, с другой, они понимают, что свобода усиливает их ответственность. Несмотря на утверждение подростков, что они не дети, у них еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости. В то же время есть огромная потребность в признании их взрослости окружающими. Необходимо помнить о недопустимости сохранения «детских» форм общения с подростками.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: