Интраактивные методы обучения психологии. Медитация, внушение и самовнушение как эффективные методы обучения

Интраактивные методы, в основе которых преобладает процесс интериоризации, используются с целью совершенствование осознания себя, своих возможностей, совершенствовании своих способностей к сосредоточению как на внешних объектах, так и на себе.

Медитация - это система духовной практики, которая позволяет человеку взять на себя ответственность за содержание своих мыслей. Это весьма эффективных методов психологического самовоздействия человека на свой внутренний мир с целью самовоспитания чувств, воли и мышления.

Практикующие медитацию, существенно отличаются от непрактикующих стилем и особенностями своего личного влияния на окружающих, характеризуются более высокой психической активностью и работоспособностью, уверенностью в своих силах и возможностях, более высоким уровнем интеллектуальной и эмоционально-волевой саморегуляцией, более развитым коммуникативным потенциалом и гуманистической направленностью личности.

По мысли основоположника аналитической психологии Юнга, медитация включает тот глубинный пласт психики, который управляется архетипами - бессознательными программами поведения, в основе которых лежат инстинкты. Однако такое подключение инстинктов к сознанию происходит не спонтанно, а произвольно, путем мощной волевой концентрации внимания субъекта на каком-то предмете. Сознание во время медитации не подавляется инстинктом, а наоборот, обогащается им как природным ресурсом психической активности. 

Исследования ученых доказали, что медитация избавляет от стресса и дистресса, улучшает память и повышает способность взрослых людей к обучению, обеспечивает прилив энергии, избавляет от бессонницы и невротических конфликтов, дает ощущение полноты жизни и счастья, снимает депрессию при трагических и иппохондрических переживаниях, улучшает взаимоотношения с людьми и общее состояние здоровья, снижает биологический возраст и другое.

Mедитация как педагогический процесс включает в себя учителя (гуру), ученика и программу сеанса медитации.

Педагог, обучающий своих учеников, должен быть не столько теоретиком, сколько мудрым практиком психологического воздействия. Эту роль с успехом могут выполнять профессиональные психологи-психотренеры, психотерапевты, учителя физкультуры, тренеры по спорту, представители духовного сана и др. Основное требование к ученику - абсолютное доверие к личности и компетентности учителя. Любые сомнения во взаимоотношениях учителя и ученика вредят обучению медитации.

Сеанс медитации продолжительностью не менее 10-15 мин рекомендуется проводить утром, сразу после пробуждения, либо в любое другое удобное время суток. Лучшее положение - сидя в позе "Лотоса" со скрещенными ногами, но возможно также лежа, стоя, сидя на обычном стуле за столом в аудитории, в процессе ходьбы или бега. Медитация в неподвижной позе называется статической, а в движении - динамической. По форме организации занятия медитацией могут быть индивидуальными и групповыми, с учетом учителя (обучающие сеансы) и без его участия (самостоятельные занятия).

Внушение в педагогическом процессе рассматривается как воздействие, формирующее потребность в правильном поведении. Оно оказывает существенное влияние на представления учащихся, их установки, мотивы и акты деятельности.

Внушение, встречающееся в педагогическом процессе бывает сопутствующее внушение и внушение, применяемое как целенаправленное средство педагогического воздействия.

Сопутствующее внушение — своеобразное влияние на психику ребенка, встречающееся в любом педагогическом акте. Это — непреднамеренное влияние всей окружающей обстановки на впечатлительность и эмоциональность детей.

Внушающее воздействие на ученика оказывает внешний вид учителя, его эмоциональность, интонация, мимика, жестикуляция, своеобразие классного коллектива, обстановка школы. Отношение школьника к изучаемому материалу обусловлено не только содержанием объяснений учителя, но и тем, кто ведет это объяснение (степень авторитета педагога).

Целенаправленного внушения практикуются обычно как вспомогательные средства педагогического воздействия, их применение в конкретных условиях зависит от учебно-воспитательных задач, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

На основе анализа педагогической практики предлагается классификация видов педагогического внушения: прямое педагогическое внушение; косвенное педагогическое внушение; самовнушение; релаксопедия, применяемая в целях нравственного воспитания; релаксопедия, используемая в дидактических целях.

Самовнушение характеризуется как управление собственной психикой путем внушения самому себе представлений, чувств, эмоций. Самовнушение отличается от внушения тем, что при самовнушении человек сам ставит перед собой задачу и, применяя определенные приемы, стремится к реализации намеченной цели.

Занятия самовнушением эффективно стимулируются в ситуациях, когда школьник сам желает избавиться от какого-либо своего недостатка или когда он стремится к достижению успеха в определенной деятельности. Реализация при помощи самовнушения определенной задачи приносит человеку удовлетворение. Успех способствует укреплению веры в действенность самовнушения. Самовнушение всегда направлено на достижение определенной воспитательной задачи. Чем конкретнее сформулирована задача самовнушения, тем эффективнее его действие.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: