Активные и нетрадиционные формы преподавания психологии

Активные методы обучения – это методы, позволяющие организовать учение, как продуктивную творческую деятельность связанную с достижением социального, полноценного продукта в условиях как совместной деятельности так и в индивидуальной. Обучение строится за счет уточнения целей, задач, способов решения, форм контроля и поощрения учебной действий учащихся. Это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока.

Существует 3 группы активных методов:

1) методы программированного обучения - психологической основой послужил бихевиоризм, обучение осуществляется как строго управляемый процесс, т.к. изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена – переход к следующей – это и есть шаг обучения: предъявление, усвоение, проверка. Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником.

2) методы проблемного обучения. Проблемное обучение – это система методов, обеспечивающих творчество учащихся в процессе усвоения новых знаний, способствует формированию творческого мышления. Основное внимание уделяют мотивам и способам мыслительной деятельности учащихся, а так же процедурам его включения в проблемную ситуацию.

3) методы интерактивного (коммуникативного) обучения. Интерактивное обучение основано на человеческих взаимоотношениях и взаимодействиях. Центральное место занимает не отдельный учащийся, а группа. Преподаватель влияет на ход суждений.

Методы интерактивного обучения:

* Эвристическая беседа – метод получения ответов от учащихся через активизацию их мышления посредством искусно поставленных вопросов это беседа как поиск ответа на проблему.

* Дискуссия – свободное изучение теоретического вопроса, который начинается с постановлением вопроса и развертыванием в начале как эвристическая беседа.

* Мозговая атака – заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей.

* Метод круглого стола – используется для повышения эффективности усвоения теоретической проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах.

* Метод деловой игры - заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащимся, чтобы на моделях учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции.

* Тренинг – много общего с деловой игрой, но отличается: 1) служит обучению практического применения теории; 2) важная особенность – такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную студенческую группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений.

Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

Интерактивный метод – метод взаимодействия, нахождения в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя в интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

К интерактивным методам относятся:

* Творческие задания;

* Работа в малых группах;

* Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);

* Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);

* Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);

* Разминки;

* Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);

* Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов, и проблем («Займи позицию (шкала мнений)», ПОПС-формула (позиция – обоснование – пример – следствие), проективные техники, «Один — вдвоем — все вместе», «Смени позицию», «Карусель», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу», дебаты, симпозиум);

* Разрешение проблем («Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов», «Переговоры и медиация», «Лестницы и змейки»).

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: