Методика контроля и оценки знаний при изучении психологии. Виды и формы контроля

В обучении психологии одним из факторов определяющих эффективность деятельности педагога и учащихся (студентов), является контроль за качеством усвоения последними знаний, умений и навыков.

В традиционном преподавании психологии основными критериями качества обучения считается полнота воспроизведения учащимися определений научных понятий, понимание основных научных положений и закономерностей психического и личностного развития человека. При том, не всегда принимается специфичность психологических знаний, а оценивается ответ учащегося (студента) в соответствии с определенными стандартами (стереотипами), критериями, которые либо устарели еще тогда, когда их разрабатывали, либо имеют определенную идеологическую подоплеку. С позиции когнитивной психологии контроль за знаниями в обучении психологии рассматривается как принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующей системой. Фактически, контроль обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый педагогом) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащимися (студентами)). Обратная связь служит основанием для совершенствования содержания, форм и методов обучения.

Известны различные виды контроля. Выделяют текущий, периодический и итоговый контроль. При этом контроль может быть индивидуальным, а может проводиться в групповой форме или фронтально

 



Внеаудиторная (внеклассная) работа по психологии. Методика проведения олимпиады по психологии.

Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она может быть направлена на расширение знаний в области научной и практической психологии, а также являться психологическим сопровождением личностного развития учащихся и студентов.

Целью внеклассной работы учебного характера является расширение и углубление знаний учащихся по определенным областям психологических знаний, которым не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса психологии.

Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме.

Индивидуальная работа — это работа с отдельными учащимися (студентами) с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций. Главное их достоинство заключается в том, что студенты и учащиеся получают возможность неформального делового общения с преподавателем.

Групповая работа — это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся (студентов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психологических обществ. Такая работа подразумевает гибкие организационные формы, дает возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся (студентам). В вузах групповая внеаудиторная работа чаще связана с научно-исследовательской деятельностью. В качестве внеклассной работы могут также рекомендоваться занятия, ориентированные на личные проблемы школьников: диспуты, вечера вопросов и ответов, уроки психологии личностно-ориентированного типа. Главная их особенность заключается в том, что они нацелены прежде всего на психологическую помощь школьникам в решении их личностных проблем, на психологическое сопровождение их личностного развития. Основной задачей таких занятий является формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся.

Используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения и игры. Психологические тренинги — одна из распространенных форм проведения таких внеклассных занятий. Массовая работа — это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии.

Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные специалисты, работающие в определенной области науки или практической психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: