ПОДЛЕЖАЩЕЕ
| Чем может быть выражено | Примеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Имя существительное | Редела тень. Восток алел | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Я помню чудное мгновение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Местоимение | Никто не пришёл. Кто это сделал? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| [Море, (которое плескалось рядом), очаровало | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| меня). |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Прилагательное в значении | Приезжий был невысок ростом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| существительного | Завтра не будет похоже на сегодня. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Наречие | Командующий перестал ходить по мостику. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Причастие в значении существительного |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Числительное + имя существительное | Два бойца сидят в дозоре. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Неопределённая форма глагола | Учиться всегда пригодится | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Междометье в значении существительного | Далече грянуло ура | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Синтаксически неделимое словосочетание | Анютины глазки росли около крыльца. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Шли два приятеля. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Несколько повозок въехало во двор гостиницы. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Числительное | Десять делится на два. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| СКАЗУЕМОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное | Составное именное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сказуемое | сказуемое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1. Выражено одним глаголом в | Имеет две части: | Имеет две части: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| форме какого-либо |
| вспомогательную и | именную части и глагол – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наклонения: Проснулись | основную = Н.Ф. глагола | связку, который может | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| птицы. Ещё громче будут петь | Вспомогательная часть может | отсутствовать. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| птицы (сложная форма | быть выражена: | Именная часть сказуемого | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| будущего времени) | 1. Глаголами,обозначающими | выражена: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Он пел. (Изъявительное | начало, продолжение, конец | 1. Именем существительным | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наклонение) | действия, долженствование: | в И.п. или Т.п. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Ты спел бы. (Условное |
|
|
|
| Он ученик. Он был учеником. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| мочь, уметь, хотеть, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наклонение) | решить, продолжать, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Пой. (Повелительное | стараться, стать, | 2. Полным или кратким | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| наклонение) | собираться, успеть, |
| прилагательным, а также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| кончить, перестать, |
| прилагательным в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| надеяться: |
| сравнительной степени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Он хотел проехать мимо | Мы молодые. Мы молоды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Мы моложе Мы были | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| молодыми. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. Глаголом в форме сложного | 2. Краткими | 3. Кратким страдательным | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| будущего времени | прилагательными (рад, | причастием, категорией | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| готов, должен, способен, | состояния: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Что я буду делать? |
|
| Дорога проложена. Жарко. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| обязан и др.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| Мне весело. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 3. Глаголом в форме | Вы должны трудиться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4. Предложно- падежным | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| повелительного наклонения с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сочетанием: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| частицами. | 3. Фразеологизмами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Он в восторге. Небо было в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Он горел желанием | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| тучах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Да подойдите же сюда! | выступить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5. Местоимением: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 4. Глаголом с частицами было, | 4. Словами состояния со | Дом теперь мой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| так, знай, себе, таки и др. | значением желательности, | 6. Числительным: Два+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| необходимости (надо, нельзя, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| три будет пять | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Снег так и валил. Фадеев пошёл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| можно, нужно, лень, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
| было с корзинкой на берег. | необходимо): | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| 5. Устойчивым | Надо учиться языку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| словосочетанием | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| (фразеологизмом) | 5.Словами состояния, | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| выражающими | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Он стоял как вкопанный. | эмоциональную оценку | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| действий (любить, бояться, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| стыдиться, опасаться и др.): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Я люблю читать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
| Основная часть несёт в себе |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| главную смысловую | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| нагрузку и выражена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
| глаголом в не- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
| определённой форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
| Примечание: Следует иметь в | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
| виду, что сочетание с личным | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| глаголом не всегда является | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| составным глагольным | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сказуемым. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| 1. В составном глагольном | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| сказуемом инфинитив всегда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| обозначает действие того | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| лица, которое названо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| подлежащим. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Стал он кликать золотую | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| рыбку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Если | же | инфинитив | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| обозначает | действие другого | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| лица, он представляет собой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дополнение | при | простом | ||||||||||||||||||||||||||||||||
| глагольном сказуемом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Матушка в слезах наказывала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| мне беречь свое здоровье. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
| 2. При глаголах движения (или | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| прекращения | движения) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| инфинитив со значением цели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| является обстоятельством. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Я опять пришел сюда с лу<
Сейчас читают про:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||






