ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Чем может быть выражено | Примеры | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имя существительное | Редела тень. Восток алел | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я помню чудное мгновение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Местоимение | Никто не пришёл. Кто это сделал? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
[Море, (которое плескалось рядом), очаровало | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| меня). |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прилагательное в значении
| Приезжий был невысок ростом. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
существительного | Завтра не будет похоже на сегодня. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наречие | Командующий перестал ходить по мостику. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Причастие в значении существительного |
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Числительное + имя существительное | Два бойца сидят в дозоре. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неопределённая форма глагола | Учиться всегда пригодится | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Междометье в значении существительного | Далече грянуло ура | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтаксически неделимое словосочетание | Анютины глазки росли около крыльца. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Шли два приятеля. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Несколько повозок въехало во двор гостиницы.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Числительное | Десять делится на два. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СКАЗУЕМОЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простое глагольное сказуемое | Составное глагольное | Составное именное | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сказуемое | сказуемое | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Выражено одним глаголом в | Имеет две части: | Имеет две части: | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
форме какого-либо |
| вспомогательную и | именную части и глагол – | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наклонения: Проснулись | основную = Н.Ф. глагола | связку, который может | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
птицы. Ещё громче будут петь | Вспомогательная часть может | отсутствовать. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
птицы (сложная форма | быть выражена: | Именная часть сказуемого | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
будущего времени) | 1. Глаголами,обозначающими | выражена: |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Он пел. (Изъявительное | начало, продолжение, конец | 1. Именем существительным | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наклонение) | действия, долженствование: | в И.п. или Т.п. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ты спел бы. (Условное |
|
|
|
| Он ученик. Он был учеником. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
мочь, уметь, хотеть, | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наклонение) | решить, продолжать, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пой. (Повелительное | стараться, стать, | 2. Полным или кратким | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
наклонение) | собираться, успеть, |
| прилагательным, а также | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
кончить, перестать, |
| прилагательным в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
надеяться: |
| сравнительной степени | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Он хотел проехать мимо | Мы молодые. Мы молоды. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Мы моложе Мы были | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| молодыми. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Глаголом в форме сложного | 2. Краткими | 3. Кратким страдательным | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
будущего времени | прилагательными (рад, | причастием, категорией | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
готов, должен, способен, | состояния: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что я буду делать? |
|
| Дорога проложена. Жарко. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
обязан и др.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| Мне весело. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Глаголом в форме | Вы должны трудиться. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Предложно- падежным | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
повелительного наклонения с | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
сочетанием:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
частицами. | 3. Фразеологизмами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Он в восторге. Небо было в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Он горел желанием | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
тучах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Да подойдите же сюда! | выступить | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Местоимением: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Глаголом с частицами было, | 4. Словами состояния со | Дом теперь мой. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
так, знай, себе, таки и др. | значением желательности, | 6. Числительным: Два+ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
необходимости (надо, нельзя, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
три будет пять | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Снег так и валил. Фадеев пошёл | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
можно, нужно, лень, |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
было с корзинкой на берег. | необходимо): | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Устойчивым | Надо учиться языку. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
словосочетанием | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
(фразеологизмом) | 5.Словами состояния, | |||||||||||||||||||||||||||||||||
выражающими | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Он стоял как вкопанный. | эмоциональную оценку | |||||||||||||||||||||||||||||||||
действий (любить, бояться, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
стыдиться, опасаться и др.): | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я люблю читать. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная часть несёт в себе |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
главную смысловую | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
нагрузку и выражена | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||
глаголом в не- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
определённой форме. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: Следует иметь в | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
виду, что сочетание с личным | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
глаголом не всегда является | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
составным глагольным | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
сказуемым. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. В составном глагольном | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
сказуемом инфинитив всегда | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
обозначает действие того | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
лица, которое названо | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
подлежащим. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стал он кликать золотую | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
рыбку. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Если | же | инфинитив | ||||||||||||||||||||||||||||||||
обозначает | действие другого | |||||||||||||||||||||||||||||||||
лица, он представляет собой | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
дополнение | при | простом | ||||||||||||||||||||||||||||||||
глагольном сказуемом. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Матушка в слезах наказывала | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||
мне беречь свое здоровье. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
2. При глаголах движения (или | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
прекращения | движения) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
инфинитив со значением цели | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
является обстоятельством. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Я опять пришел сюда с лу< Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|