Перечень практических занятий

Практическое занятие 1. Структура научного знания.

Вопросы для самоподготовки:

1. Эмпирическое знание.

2. Теоретическое знание.

3. Понятия методология, метод, методика.

4. Системно-структурный подход.

Задания для выполнения

Задание 1. Проанализируйте следующие антиномии (греч. аntinomia – противоречие). Как связаны противоречивые положения в каждой паре?

1) «Нет и не может быть научного мышления вне естественной логики и здравого смысла. – Научный подход к проблеме часто оказывается полным отрицанием того, как она понимается с точки зрения здравого смысла».

2) «Стремитесь по возможности наиболее полно изучить то, чем располагает наука; уважайте традицию, ибо жившие до нас были отнюдь не глупее нас. – Не творите себе кумиров даже из гениальных предшественников, и самый великий авторитет не имеет лицензии на истину».

Задание 2. Как Вы думаете, с чем связана описанная Ю. К. Бабанским ситуация?

«Анализ состояния педагогических исследований показывает, что далеко не все они посвящены актуальным проблемам. В ряде случаев в них доказывается доказанное.

Ряд исследований посвящен узким вопросам, он не опирается на целостный, комплексный подход и поэтому ведет к односторонним, гиперболизированным, шаблонным рекомендациям, которые невозможно применить в реальной практике. Исследования в ряде случаев подтверждают самоочевидные гипотезы».

Задание 3. Аргументируйте собственное отношение к высказыванию: «Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и т.п., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют».

Практическое занятие 2. Теоретические методы

Научного исследования.

Вопросы для самоподготовки:

1. Абстрагирование.

2. Анализ и синтез.

3. Индукция и дедукция.

4. Методы моделирования, сравнения, обобщения.

5. Идеализация и формализация.

6. Метод экстраполяции.

Задания для выполнения

Задание 1. Выполните сравнительную характеристику теоретических методов исследования (см. табл.).

Характеристика основных теоретических методов

Метод Достоинства Недостатки

Задание 2. Рекомендация начинать изучение книги с оглавления «имеет под собой глубокое психологическое обоснование». Какое обоснование имеет в виду автор этого суждения? Почему вы так думаете?

Практическое занятие 3. Эмпирические методы

Научного исследования.

Вопросы для самоподготовки:

1. Наблюдение.

2. Изучение и обобщение педагогического опыта.

3. Измерение как метод исследования.

4. Изучение документации и результатов педагогической деятельности.

Задания для выполнения (работа в парах):

Задание 1. Составить план наблюдения за проявлениями агрессивности у ребенка.

Задание 2. Покажите взаимосвязь между исследуемой Вами проблемой и сделанным выбором теоретических методов исследования. Обоснуйте необходимость выбора именно такой совокупности методов исследования для решения выбранной Вами проблемы.

Практическое занятие 4. Эмпирические методы

Научного исследования.

Вопросы для самоподготовки:

1. Беседа.

2. Интервью.

3. Анкетирование.

4. Тестирование.

5. Социометрия как метод исследования межличностных отношений в группе.

Задания для выполнения (работа в парах):

Задание 1. Опросные методы используются в ряде случаев:

1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;

2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;

3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

Конкретизируйте ситуации выбора опросных методов в педагогическом исследовании. Приведите примеры.

Задание 2. Ниже приведены три формулировки вопросов анкеты. Во всех трех допущена одна и та же ошибка.

Какая?

1) Удовлетворены ли вы своими успехами по математике?

а) удовлетворен;

б) не удовлетворен;

в) не знаю.

2) Как вы думаете, улучшились ли за последний год отношения между учениками вашего класса?

а) думаю, что улучшились;

б) трудно сказать;

в) не улучшились, остались такими же.

3) Осознаете ли вы свои учебные цели?

а) да, осознаю;

б) нет, не осознаю;

в) затрудняюсь ответить.

Как можно переформулировать эти вопросы, чтобы избежать ошибки?

Задание 3. Подготовьте анкету ля родителей на тему: «Особенности адаптации ребенка к начальной школе (детскому саду; пятому классу, десятому классу, первому курсу)».

Практическое занятие 5. Применение методов

Математической статистики в педагогическом

Исследовании.

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные понятия математической статистики.

2. Основные типы измерений в педагогических исследованиях.

3. Содержание понятия «корреляция».

4. Отбор контрольных и экспериментальных групп.

5. Статистические критерии.

6. Общие подходы к выбору методов проверки статистических гипотез.

Задания для выполнения

Задание 1. Прочитайте текст:

«Математическая модель, отображая объект исследования в идеальном виде, дает новую, хотя, возможно, и неполную информацию об этом объекте. При построении математической модели используются только те свойства объекта, которые могут быть описаны количественно, и только те связи между свойствами, которые поддаются описанию языком математики.

Построение математической модели, т. е. формальная постановка задачи на языке математики, сегодня самое слабое место в теории эксперимента».

Подумайте, какие свойства объекта педагогического исследования не могут быть описаны количественно.

Приведите примеры объектов, связи между свойствами которых поддаются описанию языком математики.

Задание 2. В результате научного исследования получены два эмпирических распределения, в каждом из которых было обследовано по тесту интеллекта разное количество испытуемых. Эмпирические данные представлены в виде таблицы:

Уровни интеллекта Частоты

1 группа 2 группа

60-69 1 0

70-79 8 0

80-89 23 1

90-99 30 11

100-109 38 18

110-119 12 14

120-129 7 3

130-139 4 4

140-149 1 1

150-159 0 1

Подберите критерий, позволяющий определить различие/сходство указанных групп. Выбор обоснуйте.

Выполните математические расчеты. Напишите и поясните полученные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: