Практическое занятие 1. Структура научного знания.
Вопросы для самоподготовки:
1. Эмпирическое знание.
2. Теоретическое знание.
3. Понятия методология, метод, методика.
4. Системно-структурный подход.
Задания для выполнения
Задание 1. Проанализируйте следующие антиномии (греч. аntinomia – противоречие). Как связаны противоречивые положения в каждой паре?
1) «Нет и не может быть научного мышления вне естественной логики и здравого смысла. – Научный подход к проблеме часто оказывается полным отрицанием того, как она понимается с точки зрения здравого смысла».
2) «Стремитесь по возможности наиболее полно изучить то, чем располагает наука; уважайте традицию, ибо жившие до нас были отнюдь не глупее нас. – Не творите себе кумиров даже из гениальных предшественников, и самый великий авторитет не имеет лицензии на истину».
Задание 2. Как Вы думаете, с чем связана описанная Ю. К. Бабанским ситуация?
«Анализ состояния педагогических исследований показывает, что далеко не все они посвящены актуальным проблемам. В ряде случаев в них доказывается доказанное.
|
|
Ряд исследований посвящен узким вопросам, он не опирается на целостный, комплексный подход и поэтому ведет к односторонним, гиперболизированным, шаблонным рекомендациям, которые невозможно применить в реальной практике. Исследования в ряде случаев подтверждают самоочевидные гипотезы».
Задание 3. Аргументируйте собственное отношение к высказыванию: «Следует отметить, что встречающиеся в ряде бюрократических документов требования обязательно описать актуальность, научную новизну, практическую значимость исследования, выделить его «цели», «задачи» и т.п., к организации и планированию реальной научной работы никакого отношения не имеют».
Практическое занятие 2. Теоретические методы
Научного исследования.
Вопросы для самоподготовки:
1. Абстрагирование.
2. Анализ и синтез.
3. Индукция и дедукция.
4. Методы моделирования, сравнения, обобщения.
5. Идеализация и формализация.
6. Метод экстраполяции.
Задания для выполнения
Задание 1. Выполните сравнительную характеристику теоретических методов исследования (см. табл.).
Характеристика основных теоретических методов
Метод Достоинства Недостатки
Задание 2. Рекомендация начинать изучение книги с оглавления «имеет под собой глубокое психологическое обоснование». Какое обоснование имеет в виду автор этого суждения? Почему вы так думаете?
Практическое занятие 3. Эмпирические методы
Научного исследования.
Вопросы для самоподготовки:
1. Наблюдение.
2. Изучение и обобщение педагогического опыта.
|
|
3. Измерение как метод исследования.
4. Изучение документации и результатов педагогической деятельности.
Задания для выполнения (работа в парах):
Задание 1. Составить план наблюдения за проявлениями агрессивности у ребенка.
Задание 2. Покажите взаимосвязь между исследуемой Вами проблемой и сделанным выбором теоретических методов исследования. Обоснуйте необходимость выбора именно такой совокупности методов исследования для решения выбранной Вами проблемы.
Практическое занятие 4. Эмпирические методы
Научного исследования.
Вопросы для самоподготовки:
1. Беседа.
2. Интервью.
3. Анкетирование.
4. Тестирование.
5. Социометрия как метод исследования межличностных отношений в группе.
Задания для выполнения (работа в парах):
Задание 1. Опросные методы используются в ряде случаев:
1) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;
2) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;
3) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.
Конкретизируйте ситуации выбора опросных методов в педагогическом исследовании. Приведите примеры.
Задание 2. Ниже приведены три формулировки вопросов анкеты. Во всех трех допущена одна и та же ошибка.
Какая?
1) Удовлетворены ли вы своими успехами по математике?
а) удовлетворен;
б) не удовлетворен;
в) не знаю.
2) Как вы думаете, улучшились ли за последний год отношения между учениками вашего класса?
а) думаю, что улучшились;
б) трудно сказать;
в) не улучшились, остались такими же.
3) Осознаете ли вы свои учебные цели?
а) да, осознаю;
б) нет, не осознаю;
в) затрудняюсь ответить.
Как можно переформулировать эти вопросы, чтобы избежать ошибки?
Задание 3. Подготовьте анкету ля родителей на тему: «Особенности адаптации ребенка к начальной школе (детскому саду; пятому классу, десятому классу, первому курсу)».
Практическое занятие 5. Применение методов
Математической статистики в педагогическом
Исследовании.
Вопросы для самоподготовки:
1. Основные понятия математической статистики.
2. Основные типы измерений в педагогических исследованиях.
3. Содержание понятия «корреляция».
4. Отбор контрольных и экспериментальных групп.
5. Статистические критерии.
6. Общие подходы к выбору методов проверки статистических гипотез.
Задания для выполнения
Задание 1. Прочитайте текст:
«Математическая модель, отображая объект исследования в идеальном виде, дает новую, хотя, возможно, и неполную информацию об этом объекте. При построении математической модели используются только те свойства объекта, которые могут быть описаны количественно, и только те связи между свойствами, которые поддаются описанию языком математики.
Построение математической модели, т. е. формальная постановка задачи на языке математики, сегодня самое слабое место в теории эксперимента».
Подумайте, какие свойства объекта педагогического исследования не могут быть описаны количественно.
Приведите примеры объектов, связи между свойствами которых поддаются описанию языком математики.
Задание 2. В результате научного исследования получены два эмпирических распределения, в каждом из которых было обследовано по тесту интеллекта разное количество испытуемых. Эмпирические данные представлены в виде таблицы:
Уровни интеллекта Частоты
1 группа 2 группа
60-69 1 0
70-79 8 0
80-89 23 1
90-99 30 11
100-109 38 18
110-119 12 14
120-129 7 3
130-139 4 4
140-149 1 1
150-159 0 1
Подберите критерий, позволяющий определить различие/сходство указанных групп. Выбор обоснуйте.
|
|
Выполните математические расчеты. Напишите и поясните полученные результаты.